СНГ: перспективы развития

Современный мир крайне многогранен. На развитие любого государства оказывают влияние множество процессов, которые на первый взгляд не связаны между собой, однако при более глубоком анализе можно проследить их причинно-следственные отношения. Этот факт заставляет целые государства заключать между собой различные договора, входить в различные блоки и союзы. Финансово-экономические кризисы последних лет, передел сфер влияния и природных ресурсов не оставляют ни единого шанса небольшим государствам справиться со всеми вызовами и проблемами самостоятельно. Поэтому сегодня многократно возрастает роль различных международных организаций, союзов и блоков.

На постсоветском пространстве создан целый ряд различных объединений и союзов. Самым многочисленным (по количеству членов) является Содружество независимых государств.

СНГ появился сразу же после распада Советского Союза в 1991 году и стал своего рода попыткой сохранить связи между бывшими республиками СССР. У истоков создания организации стояли главы только что появившихся России, Украины и Беларуси. Впоследствии к организации присоединились практически все государства бывшего Советского Союза за исключением Литвы, Латвии, Эстонии.

Стоит отметить, что с созданием этой организации появился и ряд проблем, связанных, прежде всего, с разногласиями между некоторыми членами. Прямым тому подтверждением является недавно прошедший саммит СНГ в Душанбе. Ситуация вокруг Нагорно-Карабахской Республики не позволила вести полноценный диалог между Азербайджаном и Арменией, а президент Узбекистана И.Каримов проигнорировал мероприятия из-за противоречий с Таджикистаном по строительству этой страной ГЭС.

Некоторые «эксперты» связали отсутствие на саммите президента Беларуси А.Лукашенко со снижающимся интересом государств Содружества к этой организации. Да и Россия, которая по идее должна выступать стержнем любых подобных межгосударственных образований на постсоветском пространстве больше ратует за развитие Таможенного союза.

Со времени своего основания СНГ потерял Грузию, которая из-за конфликта с Россией вышла из состава организации в 2009 году. То есть, на первый взгляд организация не прогрессирует, а наоборот.

Тем не менее, не стоит совсем уж недооценивать роль СНГ. Нельзя также говорить о бесполезности организации. Ведь именно это объединение сегодня может собрать за одним столом те государства, которые по той или иной причине сегодня конфликтуют друг с другом. А значит, есть возможность стабилизировать отношения.

Возьмем, например, армяно-азербайджанские взаимоотношения и споры вокруг Нагорного-Карабаха. Ситуация крайне сложна и каждое из этих двух государств приводит свои доводы, изучив которые можно занять ту или иную сторону. Тем не менее, дальнейшее пребывание конфликта в тлеющем состоянии – это своего рода бомба замедленного действия и неизвестно, когда она может взорваться. Тот же Азербайджан уже заручился поддержкой Турции, заключив с ней соответствующее соглашение, по которому агрессия против одного из государств будет рассматриваться как агрессия против обоих. То есть Баку нашел сегодня хорошую опору.

Руководство Азербайджана, осознавая, что в случае конфликта с Арменией на сторону последней встанет вся ОДКБ вынуждено было идти на поиски союзников. И нашло их в лице Турции. Теперь проведем простую логическую цепочку между азербайджано-турецким соглашением и НАТО и мы увидим, что Турция, в случае армяно-азербайджанского конфликта выступит на стороне Азербайджана. При этом турецкой стороной будут предприняты все возможности к подключению к этому процессу Пятой статьи Вашингтонского договора. Что получиться в итоге? В итоге может получиться глобальная война с участием стран НАТО и их союзников с одной стороны, и стран ОДКБ с другой (примерами тому, как из-за локальных конфликтов начинались фактически глобальные противостояния могут служить Первая и Вторая мировые войны).

Одна из значимых задач для СНГ сегодня – содействие переговорам между Арменией и Азербайджаном, вплоть решения всех спорных моментов и примирения двух народов (хотя конечно в краткосрочной перспективе примирить народы практически не возможно. Нельзя заставить ни граждан Армении, ни граждан Азербайджана, особенно тех, кто принимал непосредственное участие в боевых действиях или потерял своих родственников вдруг забыть об этом). Кстати, в рамках Минской группы этот вопрос как раз пытаются решить представители государств-членов Содружества. Естественно, такая задача крайне сложна, но она выполнима и формат СНГ, где как раз эти два государства представлены очень может поспособствовать ее реализации.

Не стоит забывать и о том, что с момента появления СНГ на постсоветском пространстве образовались такие организации, как Союзное государство Российской Федерации и Республики Беларусь, ОДКБ, Таможенный союз, ЕврАзЭС. Россия представлена во всех этих организациях и практически играет в них главенствующую роль. На первый взгляд может показаться, что роль СНГ на фоне этих организаций занижена. Например, в настоящее время Москва озабочена привлечением новых членов в Таможенный союз. Ведутся переговоры с Украиной. Киев не стремиться вступать в эту организацию и, по мнению ряда экспертов, Москва пытается оказать на него давление.

В политическом плане СНГ – прекрасная возможность для диалога и дискуссий, а также встреч на высшем уровне для решения всего спектра геополитических задач в регионе. И ни одна организация на постсоветском пространстве на сегодняшний день не способна охватить такое количество государств. Поэтому домыслы некоторых представителей СМИ о том, что сегодня интерес к этой организации со стороны различных государств, входящих в ее состав снижается несправедливы.

Например, отсутствие на саммите главы белорусского государства объясняется необходимостью его присутствия в государстве, так как в Беларуси ситуация сегодня довольно сложная. Естественно, что президент этой страны, желая лично проконтролировать выполнение своих решений, отправил на саммит премьер-министра.

Интерес к СНГ со стороны его членов, так и со стороны центров силы, которым невыгодно усиление позиций отдельных государств на постсоветском пространстве (особенно России) довольно велик. В настоящее время развернута масштабная информационная кампания, цель которой – демонстрация несостоятельности СНГ, ОДКБ и так далее. Именно хорошо подготовленные информационные, экономические и политические акции являются причиной периодического ухудшения отношений между Россией, Украиной и Беларусью.

Так, существующая в России Высшая школа экономики (ВШЭ) принимает самое активное участие в дестабилизации отношений между Москвой и Минском. Это заведение готовит откровенно прозападных специалистов. При этом им «промываю мозги» такие «профессора» как Суздальцев, который сам преуспел на поприще российско-белорусских раздоров.

В дополнение, в Москве работает также Институт стран СНГ, который также принимает активное участие в дезинтеграционных проектах на постсоветском пространстве.

Однако, несмотря на все проблемы организация имеет прекрасные перспективы на будущее. Россия, выступающая центром силы на постсоветском пространстве, может и должна вдохнуть в нее новый импульс, продемонстрировать свою заинтересованность, а также суметь заинтересовать остальных членов СНГ (автор отнюдь не пытается умолить достоинство других государств СНГ, активное участие которых также будет содействовать укреплению этой многонациональной структуры, однако полагает, что основные инициативы, все-таки, должны исходить от России). Только при таком подходе эта организация сохранит сегодня свой состав и сможет решать задачи по обеспечению своей безопасности.