Янукович подрывает российский транзит

Атмосфера в российско-украинских газовых отношениях продолжает сгущаться.

Украинские власти продолжают прощупывать почву на предмет подрыва ныне действующих договоренностей, которые они считают «кабальными». Очередную порцию «информационного тротила» под соглашение от 2009 года заложил некий Александр Нарбут, представляющийся «независимым экспертом по энергетике». Сразу стоит заметить, что видимо, таковы уж особенности самостийной «демократии», что «независимые» эксперты здесь в основном говорят лишь то, что желают услышать власть предержащие. Учитывая такие «особенности незалежного народовластия» информационный проброс, устроенный г-ном Нарбутом в ходе видеомоста Москва — Киев на тему «Газ: спорные вопросы в отношениях России и Украины. Мнения экспертов» мягко говоря, не может не настораживать.

Судя по всему, г-н Нарбут (который, напомним, является автором идеи одностороннего отказа Украины от своих обязательств посредством реструктуризации «Нафтогаза») на полном серьезе разделяет точку зрения о том, что «лучшим средством от головной боли является гильотина». Правда, в отношении газовых отношений между Россией и Украиной это изречение звучит несколько иначе: лучшим вариантом реструктуризации компании является ее полная ликвидация. Причем, как настаивает украинский «независимый эксперт», никакой прямой правопреемственности по выполнению действующих контрактов со стороны наследников украинского газотранспортного монополиста не предполагается. Вот такой вот незамысловатый «финт ушами», который по замыслу Киева, должен избавить его от неудобных обязательств перед Россией в газовой сфере.

Похоже, что этот вариант заготовлен властями Украины на тот (весьма вероятный) случай, если Стокгольмский арбитраж не согласится признать действующие газовые соглашения с Россией недействительными лишь на том основании, что Киеву просто не хочется их выполнять. При этом г-н Нарбут поспешил успокоить «цивилизованных европейцев», что глумление над общепризнанными юридическими принципами будет иметь исключительно антироссийскую направленность (конечно, при таком условии «слепая» стокгольмская Фемида может признать за Украиной право пересматривать соглашения с РФ хоть по семь раз на дню).

По словам «эксперта», никакой угрозы газовому транзиту в Европу через территорию Украины не существует. Однако, правила игры в транзитной сфере, как нетрудно было предположить, также планируется переписать в свою пользу. «Будущая компания, которая будет заниматься транзитом, может соответствовать европейским нормам регулирования. В этом случае, чтобы избавить Россию от рисков, есть возможность предложить европейским партнерам, что сегодня уже обсуждает Украина, возможности поставки газа на границу России и Украины, а дальше — выполнение транзитных обязательств перед потенциальными покупателями услуг украинского транзита. Такими покупателями могут выступать как потребители природного российского газа, так и Россия сама может купить определенную мощность трубы. Это система равного доступа к трубе. Мы за то, чтобы независимые производители газа имели доступ к транзитной трубе и поставкам на рынок Украины», — продекларировал эксперт намерение украинских властей расчленить местную ГТС по лекалам, содержащимся в европейской Энергетической хартии, которая в последние годы активно навязывается Москве из Брюсселя. Последствия подобного шага также легко предсказуемы – за доступ к трубе российским поставщикам уже придется платить не по фиксированной цене, а по «плавающим» (естественно, исключительно в сторону повышения) расценкам.

Возможные последствия ликвидации компании НАК «Нафтогаз-Украина» в интервью KM.RU прокомментировал эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов:

— В случае реализации озвученной инициативы фактически будут в одностороннем порядке отменены существующие газовые договоренности между Россией и Украиной. Межправительственное соглашение в частности, предполагает регулирование вопросов, связанных с транзитом. Основным участником переговоров по действующему контракту был «Нафтогаз». Если же данная схема отменяется, то зафиксированные отношения должны распространяться на правопреемника этой компании. И даже если украинские власти хотели бы допустить сразу нескольких игроков на свой транзитный рынок, ситуация правопреемственности должна сохраняться. Только тогда ликвидация компании не приведет к срыву договоренностей.

Надо понимать, что если газовое соглашение будет торпедировано, то в ответ Российская Федерация может лишить силы все остальные энергетические соглашения с Украиной. Берется компания, изменяется ее юридическое лицо и никаких обязательств. Тот же «Газпром» может запросто сменить свое юрлицо или адрес. Или создать какую-нибудь дочку и перевести в нее активы, чтобы на основании этого отказаться от своих обязательств по поставкам газа на ту же Украину или в Литву, Латвию, заставив тем самым наших партнеров подписывать соглашения по более высоким ценам. Понятно, что это тупиковый вариант и ответственные стороны его не должны даже рассматривать.

Подобные планы украинских властей (если они действительно имеют место) напоминают обыкновенное мошенничество. Есть конкретная договоренность, достигнутая на межгосударственном уровне. И ее нужно исполнять, независимо от того, нравится она или нет. В конце концов, украинских переговорщиков никто под дулом автомата не заставлял подписывать газовое соглашение. Конечно, отчасти его характер объясняется спецификой ситуации на Украине, но, в конечном счете, украинские власти сами до нее и дошли.

Если Украина пойдет на одностороннее дезавуирование газового контракта с Россией, то выстраивать долгосрочные отношения с этой страной уже никто не сможет. Поскольку тогда буквально любую договоренность можно будет отменить на основании того, что она заключалась при другом правительстве. Как можно, например, договариваться с нынешней властью на Украине о модернизации ее газотранспортной системы, если через год-другой нам скажут — вы денежные средства выделяли тому же «Нафтогазу», а теперь его уже нет и денег, соответственно, тоже. А новая компания никаких обязательств уже не имеет.

По идее в Стокгольмском арбитраже судьи должны встать на сторону РФ. Когда украинская сторона сегодня предлагает, чтобы российский газ продавался на нашей границе с Украиной, то в этом есть большой подвох. На первый взгляд, Киев вроде бы готов предоставить России (продать) часть мощности своей трубы на прокачку газа в Европу. Но труба-то по-прежнему идет через Украину, а значит, ее всегда можно перекрыть. Кроме того, выделение квот будет происходить на конкурсной основе. В результате транзитная ставка наверняка повысится. Идея заключается в том, что они хотят торговаться с «Газпромом» по стоимости газа «с чистого листа». А взамен предлагают половинчатые меры, которые никак не тянут на полноценные встречные шаги. Реализовав европейскую транзитную схему со свободным доступом потребителей, Киев будет пускать на транзитный рынок только украинские компании. Для Европы это невыгодно, поскольку стоимость газа из-за роста транзитных ставок увеличится.

Однако есть две разные Европы. С одной стороны это Еврокомиссия, которая весьма опосредованно связанна с национальными правительствами и поэтому может позволить себе играть в такие игры. То есть поддержать Киев политически, не думая об экономических последствиях. Зато странам, которые завязаны на поставки из России приходится совсем по другому реагировать на подобные инициативы. По поводу возвращения к идее газотранспортного консорциума в составе России, ЕС и Украины, которая в последнее время все чаще называется в качестве возможного компромисса, то здесь все зависит от того, кто будет представлять Европу. Если «Газпром» получит своих партнеров вроде Eon, Basf, Eniи так далее, то это было бы неплохо. А если это будут французские компании или представители Еврокомиссии, то договариваться будет