Компетентность и власть

В словарях и энциклопедиях много блуда. Но вот раскопал – «КОМПЕТЕНЦИЯ, (от лат. competo — добиваюсь; соответствую, подхожу) — юридически установленные полномочия, права и обязанности властного органа или должностного лица; определяет его место в системе государственных органов или органов местного самоуправления.

Государственные органы или должностные лица не имеют права выходить за рамки своей компетенции. Конституция Российской Федерации разграничила компетенцию высших органов государственной власти (по горизонтали) и компетенцию центральной власти и местного управления (по вертикали). Четкая фиксация компетенции и ее разграничение воплощает в реальность принцип разделения властей. Отнесение определенного круга вопросов к полномочиям одного государственного органа означает исключительную компетенцию этого государственного органа. Возможна и совместная компетенция (как по горизонтали, так и по вертикали), когда один круг вопросов может быть в ведении нескольких государственных органов. При этом, как правило, соблюдается приоритет одного из государственных органов, обычно более высокого в государственной иерархии».

Каждый профи в своем деле должен быть компетентен, то есть иметь необходимые знания и уметь ими пользоваться, как можно реже допуская ошибки. Компетентность определяет права и ответственность исполнителя. Компетентность бывает узкая (например, завинчивание гаек на конвейере) и широкая (например, слесаря по ремонту всех узлов автомобиля). Различная компетентность измеряется разрядом квалификации. Но это у рабочих и здесь довольно все просто и логично.

Сложнее с конструкторами, врачами, учеными и власть имущими. Я бы их всех объединил в группу творцов. Их обязанность творить новое, обеспечивать прогресс.

Творить можно лишь при одном условии – когда знания намного шире и захватывают смежные профессии. Без этих знаний это не профи, а ремесленник в худшем смысле этого слова. Нельзя быть доктором наук, профессором или академиком, если человек не профи в смежных профессиях.

Один человек не может быть профи во многих профессиях – например вождь. Поэтому он окружает себя помощниками – профи в каждой профессии. Общество, государство – самое сложное сооружение и надо чтобы оно не просто было устойчивым сооружением, но еще и обязательно развивались, совершенствовались во всем. Надо иметь высокоэффективные системы управления населением и экономикой страны. Не может быть цель у общества «выживание», это годится для всего остального живого на планете. А у общества в отличие от всего живого есть РАЗУМ и сложная СТРУКТУРА ВЛАСТИ.

Сообщество давно разработало комплекс количественных (то есть объективных) показателей для оценки состояния любой страны, ее динамики развития. Сложность структуры власти – штука объективная. Много административных единиц различного уровня, много отраслей и ведомств, много специальностей, гигантский набор потребностей и прочих сложностей. А управление должно быть эффективным и тоже развиваться.

В любой стране должны быть общегосударственная власть, территориальная со своими подразделениями, местная с подразделениями, земельная и социальная. У них разные задачи, разные функции, различная компетентность. При правильном разделении власти (то есть по компетенции) эффективность ее повышается. Исчезает дублирование и пересекаемость.

Это как в строительстве – есть генеральный подрядчик и специализированные субподрядчики. И каждый занят своим делом и не вмешивается в дела других.

Дело это – забота ученых философских наук. Но странное дело. Философы дали сообществу всего одно решение 250 лет назад о ветвях власти и с тех пор молчат. Попытка разделить власть на ветви оказалась ошибочной, так как базировалась на ложной цели: отобрать у монарха право объявлять войну и распоряжаться казной страны. Многие страны реализовали это решение, но чисто формально. Россия не исключение.

Масса нерешенных вопросов по структуре власти привела к ложному решению о вертикали ее. Не был найден принцип правильного разделения Государственной власти. Это привело лишь к количественному росту чиновников, к росту расходов на Управление страной и к окончательной потере ее эффективности.

Можно смело констатировать – общегосударственная власть взяла на себя компетентность всех остальных властей, отрасли выстроены с нарушением единой компетенции. Особая общегосударственная власть – денежная – КЛЮЧЕВАЯ в государстве – осталась в роли исполнителя, потеряв власть.

Прогноз неутешителен. Результаты налицо. Видны всем.

Нельзя Министерству здравоохранения поручать лечение и профилактику заболеваний плюс проблемы социального развития, экономику, науку, производство медпрепаратов и оборудования.

Академия наук должна быть самостоятельной и образованием должа заниматься она, а не чиновники из министерства. Примеров – масса.