Химическое оружие Каддафи вновь вызывает озабоченность

Документы, свидетельствующие о поставках тысяч противогазов и костюмов химической защиты, предназначенных для защиты от воздействия химического оружия, в районы, еще удерживаемые лояльными полковнику Муаммару Каддафи силами, в последние несколько недель существования власти его режима, вызвали в среду новые опасения относительно того, что силы свергнутого ливийского лидера могут по-прежнему иметь доступ к смертоносному газу иприту.

Пентагон и международная мониторинговая организация заявили, что остающиеся у Каддафи запасы в безопасности. Но в стране, как известно, собрано около 11 тонн иприта, и он находится в государствае, которому теперь неожиданно не хватает сильной центральной власти, и в котором быстро распространяется оружие. Ливийские повстанцы говорят, что они озабочены тем, что сторонники Каддафи могут иметь доступ к иприту и могут использовать его в качестве последней попытки сдержать продвижение оппозиции.

«Этого пока не произошло, но с Каддафи этого нельзя полностью исключать», — отметил Мохаммед Бенрасали (Mohammed Benrasali), высокопоставленный член ливийской гражданской стабилизационной команды.

Командиры повстанцев говорят, что вышеозначенная озабоченность – одна из причин того, почему они продвигаются очень осторожно и осмотрительно, в попытке выбить сторонников Каддафи из родного ему Сирта и ключевых военных опорных пунктов в пустыне аль-Джуфра.

Каддафи применял химическое оружие раньше, во время войны с соседним Чадом в 1987 году. Но он согласился свернуть свою программу производства оружия массового поражения в 2003 году в обмен на сближение с Западом. Чтобы продемонстрировать свою приверженность такому решению, он приказал уничтожить бульдозерами 3 300 артиллерийских снарядов, которые могли быть использованы для доставки химического оружия.

Но уничтожение запасов иприта заняло гораздо больше времени. В депеше американского посольства в ноябре 2009, опубликованной WikiLeaks, делалось предположение, что Ливия специально тянет с этим делом, чтобы сохранить рычаг давления и получать большую компенсацию.

В результате, согласно данным Организации по запрещению химического оружия, работающей в тесной связи с ООН, 11,25 тонны ядовитого газа по-прежнему находились в Ливии, когда в феврале началось восстание против Каддафи.

Каддафи давно закрыл три объекта, на которых он производил нервно-паралитический газ зарин и иприт. Американские чиновники в среду скептически высказались по поводу утверждений, что лояльные Каддафи силы готовятся применить химическое оружие – или хотя бы обладают им. Один высокопоставленный чиновник заявил на условиях анонимности, обсуждая оценки американской разведки, что остававшиеся запасы иприта Каддафи в безопасности. Химикаты, сказал он, хранятся в контейнерах и их трудно использовать.

«Каддафи на самом деле уничтожил большую часть своего опасного оружия и никогда не превращал зарин или нервно-паралитический газ в готовые к употреблению заряды, — сказал официальный представитель. — А у большей части того, что осталось, во-первых, истек срок годности, а во-вторых, ее очень сложно применить».

Вызывающие беспокойство свидетельства

Но на этой неделе появились свидетельства того, что в последние месяцы Каддафи очень много думал по поводу химического оружия.

На огромных складах на покинутой военной базе на окраинах аль-Аджелата, города в пятидесяти милях к западу от Триполи, в ящиках были найдены тысячи специальных защитных костюмов, предназначенных для защиты от ядерного, химического и биологического оружия. Там же были сложены ряд за рядом противогазы, вместе с огнеметами, тысячами противопехотных и противотанковых мин, морских мин, и все это совершенно без охраны.

На одном из складов были сотни больших канистр с бензином, а также небольшие стеклянные бутылки с желтой жидкостью и большие пластиковые контейнеры с маркировкой «шампунь», но почти наверняка не содержащие продукцию для ухода за волосами. На других коробках и ящиках были пометки «яд», «разъедающие вещества» и «взрывчатые вещества».

Но вызывающие наибольшее беспокойство свидетельства были найдены в соседнем офисном здании.

Найденные внутри него бумаги гласили, что из аль-Аджелата в аль-Джуфру 26 июля были отправлены 2 тысячи чешских противогазов и 2 тысячи костюмов химзащиты.

Также имелись записи об отправке в Сирт в период с апреля по июнь, среди прочего, 7,5 тысяч противогазов, огромных грузов дезактивирующих обезвреживающих веществ в порошках и в жидкой форме, десятков фунтов напалма и 20 огнеметов.

Все это было направлено по приказу управления химической защиты Министерства обороны Ливии.

Оба города, в которые были отправлены грузы, находятся в самом сердце племенной территории Каддафи и остаются под контролем лояльных режиму сил.

Планы действий НАТО на случай экстренной ситуации

С самого начала своей военной интервенции в Ливии НАТО разрабатывала планы действий и устанавливала системы раннего предупреждения на случай, если Каддафи решит применить свое химическое оружие, говорит Номан Бенотман (Noman Benotman), старший аналитик в Quilliam Foundation, исследовательско-аналитическом центре, финансируемом британским правительством.

Бенотман, бывший глава исламистской группы повстанцев, боровшейся с Каддафи, который отказался от насилия, чтобы стать ведущим авторитетом по Ливии, заявил, что у него есть точная информация относительно подобного планирования.

Запад даже вводил Каддафи в заблуждение по поводу возможности решения конфликта путем переговоров, чтобы он не обратился к химическому оружию от отчаяния, говорит Бенотман. Теперь, когда этого «пряника» больше нет, следующие шаги Каддафи трудно предсказать, говорит он.

«Теперь нет правил, нет красных линий», — говорит Бенотман. Вероятность того, что Каддафи может обратиться к химическому оружию, хотя и по-прежнему невелика, но выше, чем раньше, отмечает он.

Производить иприт сравнительно легко. Но эффективно использовать его в бою не так просто, а Каддафи уничтожил боеголовки, используемые для доставки газа, под международным наблюдением в 2004 году.

Но Бенотман утверждает, что у него есть надежная информация из источников в Триполи, что два ученых, из России и Украины, были в Триполи после апреля и помогали ливийским властям «вооружить армию химическим оружием». Бенотман сказал, что ученые были там частным образом, а не по распоряжению их правительств.

В апреле и мае появились свидетельства того, что Каддафи раздает солдатам противогазы в городе Злитан, и люди в соседней Мисурате опасались, что это станет предвестником химической атаки на их дома.

В конце концов нападения не случилось. Мохаммед аль-Акари (Mohamed al-Akari), высокопоставленный координатор по связям с повстанческим Переходным национальным советом (ПНС) в Триполи, принадлежит к числу тех, кто уверен, что Каддафи просто занимается позерством.

«Ливийские офицеры никогда не послушаются Каддафи, если он прикажет применить химическое оружие против ливийцев, — говорит Акари. — Он пытается использовать это как игру для переговоров, и не больше».

Тем не менее повстанцы признают, что распространение оружия в Ливии стало серьезной проблемой. Минометные снаряды, мины и особенно ракеты были оставлены отступающими силами Каддафи в тех местах, безопасность которых повстанцы обеспечить не смогли.

На одном из складов напротив военной базы в столице тысячи зенитных и минометных снарядов просто валяются на земле. Бойцы повстанцев прибыли на это место днем ранее, но оставили его неохраняемым. Ящики были вскрыты, а ракеты и снаряды раскиданы вокруг.

Некоторыми из снарядов были SA-24, дальность полета которых достигает 11 000 футов, ими можно сбивать гражданские самолеты, говорит Питер Бокерт (Peter Bouckaert), директор Human Rights Watch по чрезвычайным ситуациям.

«Сильно беспокоит тот факт, что тысячи этих снарядов «земля-воздух» свободно циркулируют по Ливии», — говорит Бокарт. Обширные склады с минами и иными взрывчатыми веществами также могут быть разграблены, «и эти запасы могут быть использованы для конструирования бомб и других взрывных устройств», — сказал он, назвав это неудачей ПНС, ООН и западных правительств.

«Отделение «Аль-Каиды» в Северной Африке рассматривает Ливию как «потенциальный оружейный базар», — отметил в беседе с журналистами советник Белого дома по борьбе с терроризмом Джон Бреннан (John O. Brennan) в четверг. «Мы знаем, что они стремятся воспользоваться ситуацией в Ливии», — сказал Бреннан, добавив, что «у нас есть информация», что члены группировки рассматривают конфликт в Ливии как «вариант, при котором они могут приобрести дополнительное вооружение».

Администрация Обамы работает с Переходным национальным советом (ПНС) над обеспечением безопасности тысяч запускаемых с переносных установок ракет класса «земля-воздух», известных как MANPADS (или переносные зенитно-ракетные комплексы), сказал он. Несмотря на разногласия между Вашингтоном и Каддафи, «Ливия была нашим партнером по борьбе с терроризмом», помогая бороться с организацией, известной как «Аль-Каида в Исламском Магрибе» (al-Qaeda in the Islamic Maghreb), сказал Бреннан.