Вспоминая о «холодной войне»

Последние действия со стороны США и НАТО взвали всплеск ностальгии по временам «холодной войны». Хотя это противостояние требовало колоссальных финансовых вложений для поддержания темпов гонки вооружений между США и бывшим Советским Союзом, оно во многом послужило основой для выработки «интегрированного механизма сдерживания», который предотвратил глобальную войну.

Для пацифистов гонка вооружений была чем-то вроде плохого наследства. Но для реалистов гонка за ядерное превосходство рассматривалось как естественный сдерживающий фактор, которому под силу удержать мир от страшных бед и опрометчивых поступков. Так концепция «баланса сил» из-за надвигающейся тени ядерной войны превратилась в концепцию «равновесия страха», а сильно разграниченный геополитический ландшафт был просто проигнорирован.

В мире, поляризованном двумя идеологиями, главное, что могла сделать страна не втянутая в это противостояние – это держать себя вне какого либо военного альянса. Социалистический лагерь имел свои военные машины такие как, к примеру, Организация Варшавского договора, а у капиталистического блока был НАТО, который совершал лицемерные пируэты в жанре «свободного мира». Тем не менее, этот период дал жизнь так называемому блоку «неприсоединившихся», который впоследствии приобрел особую актуальность.

В самом деле, многие аналитики, специализирующиеся на международных отношениях, называют пик «холодной войны» «Золотым веком» движения неприсоединения, поскольку в этот период им удалось добиться повышения их международного авторитета, а также в переговорах по экономической помощи в обмен на сохранение «неприсоединенного» статуса, и, самое главное – их территории были свободны от противостояния сильных мира сего.

Бандунгская конференция* заложила пять принципов мирного сосуществования. К сожалению, после распада социалистического блока, они были сразу же заменены милитаристской политикой. В конечном итоге эти принципы сформулированы так:

Взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета.

Ненападение.

Невмешательство во внутренние дела.

Равенство и взаимная выгода.

Мирное сосуществование.

Мирное сосуществование было наиболее актуальным вопросом, несмотря на «морозный» характер отношений между двумя соперничающими сверхдержавами. В то время когда одна сторона делает вид, что ведет войну во имя «демократии» и «свободы», другая сторона говорит о «народной войне» за национальное освобождение. Тем не менее Советы и американцы воздержались от любой прямой конфронтации, которая могла легко перерасти в полномасштабную войну. Хотя в ограниченном или, вернее сказать, в опосредованном виде это противостояние продолжало бушевать в Африке, Латинской Америке и Азии. В этой связи, опосредованные войны остались внутренними конфликтами, которые должны быть урегулированы в раздираемом войной государстве в соответствии с принципом «мирного сосуществования».

Хотя страны третьего мира были подвергнуты явлениям сильной подрывной деятельности и политики внешней дестабилизации, в целом они были в состоянии решить свои внутренние конфликты. Две сверхдержавы путем навязчивого реализма «равновесия страха» были вынуждены принять политику «ограничения вмешательства». Тем более, если одна из сторон будет принимать участие в акте агрессии против государства-члена военного союза созданного США или Советским Союзом.

Сегодня слабые государства лелеют неоценимое положительное наследие «холодной войны». Вне всяких сомнений, что это призвало к послушанию международному праву, а также создало площадку для острых дискуссий в Генеральной Ассамблее ООН. Таким образом авторитет международного органа был сохранен. Именно по этой причине они не могли понять, почему Россия и Китай в одностороннем порядке отказались от холодной войны, после того как они изменили свою экономическую систему на капитализм. Они (пер. – слабые государства) на самом деле не могли увидеть логическую связь. Считалось трагическим сужение их стратегического влияния даже под угрозой собственной территориальной целостности и выживания.

Некоторые аналитики говорят, что если бы не старый арсенал ядерного оружия, оставшиеся от гонки вооружений, то такие страны как США и их единомышленники в НАТО, возможно, легко могли бы завершить перекройку мира простым способом – разжигая сепаратистские восстания. В самом деле, Россия после всех метаморфоз мира оказалась окруженной цепочкой американских военных баз, дислоцированных в бывших советских республиках: Казахстан, Кыргызстан, Узбекистана, Латвия, Эстония, Литва и Грузия.

Она, Россия должна была бороться с кровавым внутренним мятежом в Чечне. США, стремясь завершить переход к ее изоляции заманивали бывших членов Варшавского договора присоединиться к НАТО и теперь угрожают установкой системы ПРО, практически на пороге России: в Польше, Венгрии и Румынии.

Китай тоже пережил свой период кровавых потрясений, начиная с печально известной агитации за «демократию», в результате которой прошел жесткий разгон демонстрации на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. Позже волнения распространяются вглубь страны. Все это произошло после окончания «холодной войны».

Отсутствие какой-либо силы, способной противостоять намерениям США и НАТО ведет к трансформации ООН. Так что ее роль сегодня практически сведена к функции «рупора» Госдепартамента США. Шовинизм, который когда-то уже сдерживал «равновесие страха» вновь возрожден к жизни. Все это было гипертрофировано усилиями США и НАТО в интервенциях в Сербии, Афганистане, Ираке, Ливии, при условии бесстыдного проведения этих операций под знаменем ООН.

В случае с Ливией, даже навязанная США и НАТО идея создания «запретной зоны» была закамуфлирована лицеприятными заявлениями о защите мирного населения с тем, чтобы не дать Каддафи использовать свои самолеты для бомбардировок и обстрела позиций повстанцев или для перевозки войск. В соответствии с заявлениями военных создание «бесполетной зоны» было строго направлено на «заземления» ливийских ВВС. Но, по тому как события развернулись в последствии, все это выглядело как лицензия на жестокий бандитизм в отношении Ливии.

То, что ООН санкционировала агрессию против независимого государства является свершившимся фактом. Именно по этой причине многие говорят, что это не могло произойти, если бы Россия и Китай не «капитулировали» перед окончанием «холодной войны».

————————————-

* Бандунгская конференция — конференция 29 стран Азии и Африки, прошедшая в Бандунге (Индонезия) 18—24 апреля 1955 года. Инициаторами Конференции стран Азии и Африки выступили Индия, Индонезия, Бирма, Пакистан и Шри-Ланка. Это был саммит лидеров неприсоединившихся стран, наиболее ярко там проявил себя государственный деятель Китая Чжоу Эньлай, которые выдвинул эту новаторскую идею.