Путин ответил на вопросы рыбаков

Председатель Правительства РФ Владимир Путин провел прием граждан в общественной приемной Председателя партии «Единая Россия» во Владивостоке. Работники рыбной отрасли побывали на этом приеме.

РИА Fishnews.ru предлагает фрагмент стенограммы этой встречи.

В.В.Путин: Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста. Целая делегация! Слушаю вас. Извините, еще раз, как вас зовут?

Г.Г.Мартынов: Мартынов Георгий Геннадьевич.

Л.З.Талабаева: Людмила Заумовна.

Ф.Р.Вугликов: Федор Романович.

В.В.Путин: Вы от какой организации?

Л.З.Талабаева: Мы — рыбаки.

В.В.Путин: Какие проблемы у рыбаков сегодня?

Г.Г.Мартынов: Владимир Владимирович, благодаря Вам проблем в рыбной отрасли становится все меньше и меньше.

В.В.Путин: Скажите, пожалуйста, а вы в отрасли что делаете? Вы там кто?

Г.Г.Мартынов: Я — президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья, руководитель общественной организации.

В.В.Путин: Прекрасно, значит, вы знаете лучше, чем кто-либо другой. Из того, о чем мы договаривались в прошлый мой приезд сюда — помните? — о заходе в территориальные воды, перегрузке, декларировании, — что решено и что вы почувствовали, что надо решить? Я не знаю, с каким вопросом вы пришли, но меня интересует вот это.

Г.Г.Мартынов: Это для нас очень интересный вопрос, потому что Людмила Заумовна у нас является руководителем крупной портовой структуры, через которую рыбопродукция всего Дальнего Востока поступает в наши центральные регионы.

Л.З.Талабаева: До 60%.

Г.Г.Мартынов: Когда еще в 2004 году на борту теплохода «Арчер», по-моему 23 июня, Вы встречались с рыбаками здесь, во Владивостоке, было принято несколько важных решений, из которых основные для нас — это федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (166-й) и то, что за рыбаками по историческому принципу будут закреплены квоты, сначала на 5, а теперь на 10 лет. То есть у нас есть закон (правила игры) и есть уверенность, что завтра у нас квоты никто не заберет. Это самое главное.

Что касается обязательного захода сюда рыбопродукции, мы ставили две проблемы, две задачи. Первое — это сокращение браконьерства, потому что, приходя в порт, судно декларируется. Но это, к сожалению, не решило вопроса насыщения внутреннего рынка, не решило вопроса грузооборота наших портов. У нас наша портовая инфраструктура сегодня потихоньку приходит в очень старый вид, потому что все холодильники строились 30, 40, 50, 60 лет назад. А учитывая то, что и крановое хозяйство, и лифтовое хозяйство находятся в агрессивной среде, то есть на берегу моря… Все это достаточно старое, и портам приходится простаивать по полгода. И только лососевая путина…

В.В.Путин: Так почему они простаивают?

Г.Г.Мартынов: Потому что вся рыбопродукция уходит за границу.

В.В.Путин: Но мы же договаривались о принятии целого ряда мер, чтобы направить эту продукцию сюда, на берег. И что, по вашему мнению, ничего в этом смысле не меняется?

Л.З.Талабаева: Для порта ничего не изменилось, то есть та продукция, которая уходит на экспорт, декларируется в пограничных точках и к нам не заходит, если нет вопросов у пограничников. Мы как работали с тем объемом, так и работаем. А сегодня только одна лососевая путина… Вот мое портовое предприятие, которым я руковожу, перерабатывает до 60% всей рыбы Дальнего Востока. Да, это крупнейшее, большое предприятие: около 400 тыс. т мы перерабатываем только рыбы с бортов, а если грузопереработка — около 800 тыс. т. И на сегодня у нас единственная работа для портов — это лососевая путина.

В.В.Путин: Ну хорошо. Что нужно сделать еще дополнительно, чтобы обеспечить объем работы?

Л.З.Талабаева: Владимир Владимирович, мы всегда говорим о том, что нужно создать такие условия для рыбаков нашей России, чтобы им было выгодно заходить сюда.

В.В.Путин: Я понимаю, но мы принимаем целый ряд решений. Вот коллега сказал, что что-то уже позитивное, идеи какие-то есть. Что нужно еще сделать дополнительно, чтобы эту мотивацию повысить?

Г.Г.Мартынов: Вот одну из мер наша ассоциации предлагает, и она озвучила эту проблему. Вот смотрите, что получается. Когда рыбаки продают рыбопродукцию за границу, они платят 5% пошлины и все. А когда мы привозим ее на родной берег и продаем — мы платим 18% НДС, а удельный вес в налогообложении НДС не так и велик: он колеблется в Приморском крае, насколько я помню, может быть, от 3 до 5% от всех налогов, уплаченных рыбаками. Может быть, нам ввести эту налоговую льготу для рыбаков? Только первую продажу. Вот привез рыбак на берег, вот я — судовладелец, поймал там 2 тыс. т, привез и продал 2 тыс. т, и я не уплачиваю НДС. Сегодня нельзя вести разговор о повышении вывозной пошлины, потому что…

В.В.Путин: Это такая системная мера, пометьте, Игорь Иванович. Нужно посчитать, сколько они тратят денег, чтобы довезти продукцию до другого берега, сколько — чтобы вернуться в море, может быть, просто перейти на какую-то упрощенную систему налогообложения и запаковать все, в том числе и какую дополнительную часть НДС…

Л.З.Талабаева: Логистику всю просчитать. Да и, Владимир Владимирович, тенденция, которая нас очень беспокоит: если раньше лосось (я 30 лет в этой отрасли) вообще не шел, горбушу не брали китайцы, то в этом году запланировано, что 100 тыс. т идет на Китай. Мы боимся, что наступит такой период, когда у нас вообще ни одной путины не будет, ведь раньше была основная минтаевая путина, а уже лосось, сайра, селедка — это было добавочно. Сейчас минтаевой путины нет у нас вообще, и мы боимся, что в скором времени горбушу будут брать больше китайцы, а мы лишимся и лососевой путины. Тогда у нас вообще в портах…

В.В.Путин: Китайцы где будут брать?

Л.З.Талабаева: Они и напрямую, и у нас потом грузятся, вывозят. Но, если они у нас грузятся, мы что-то получаем, мы все равно с этим работаем, наше предприятие работает. Но очень много уходит напрямую в море, поэтому это очень нехороший знак.

В.В.Путин: То есть вы тоже поддерживаете коллег в том, что нужно уровень налогообложения снижать, чтобы стимулировать заводы?

Л.З.Талабаева: Да, я тоже член Ассоциации рыбопромышленного предприятия Приморского края. Мы эту проблему обсуждали с рыбопромышленниками.

В.В.Путин: Но вы понимаете, что это должна быть справедливость для всех?

Л.З.Талабаева: Конечно, понимаем.

В.В.Путин: И для тех, кто на берегу работает, и для тех, кто в море работает, и для государства в целом. Но ситуация не должна быть такой, которая загоняет рыбаков в такие условия, когда выгоднее тащить за границу.

Г.Г.Мартынов: Ведь потребление рыбопродуктов напрямую связано с демографической ситуацией. Если взять Японию, там порядка 68 кг, по-моему, на душу населения, и соответствующая продолжительность жизни. В Норвегии то же самое.

В.В.Путин: Там такой рождаемости, как у нас, нет, в Японии.

Г.Г.Мартынов: Может быть. Я не говорю, что это… одна из составляющих. Может быть, мы где-то сгущаем краски немножко.

В.В.Путин: Там очень большие проблемы с рождаемостью, это так, для справки. Так что на одну рыбу переходить не будем. До вас тут фермер был: он поросят выращивает, коз. Надо, чтобы у нас сбалансированное питание было. Ладно. Мне просто, поскольку вы из рыбной отрасли, а рыбная отрасль здесь в Приморье — одна из ведущих, все-таки было интересно узнать, как вы оцениваете то, что было сделано.

Г.Г.Мартынов: А сделано очень много. Вот сделано действительно очень много!

В.В.Путин: С пограничниками выстроили отношения?

Г.Г.Мартынов: Да. После того как Вы в Петропавловке на Камчатке сделали замечание руководителю Пограничной службы, он с полным составом приехал в ассоциацию в Москву, со всеми своими заместителями — Владимир Владимирович, я был тому свидетелем — 3,5 часа отвечал на наши вопросы, и кое-что сдвинулось. Спасибо большое Вам за это.

В.В.Путин: Это не замечание, ведь это не потому, что они злобно настроены. Просто текущая работа, заедает текучка, и кажется, что по-другому нельзя, а когда мы встретились, поговорили, открыто проблемы выложили на стол, тогда и коллеги, в том числе…

Г.Г.Мартынов: И кое-какие вопросы мы решили, потому что…

В.В.Путин: Закон этот, который приняли по рыболовству, он…

Г.Г.Мартынов: Закон о рыболовстве в принципе удовлетворяет. Единственное, коль Вы задали этот вопрос, есть одна проблема по науке, совершенно нелепая вещь. Раньше были научные квоты, и, когда вылавливали на научные квоты (ТИНРО, Тихоокеанский институт, остальные научные институты), они этот улов обрабатывали и продавали потом. Теперь в соответствии с законом я должен выловить, и, если я не могу, обследовав, допустим, рыбу или краба, вернуть ее в среду обитания, то есть она просто погибла, я ее должен уничтожить и выбросить.

В.В.Путин: Да. Георгий Геннадьевич, я не могу сказать и сейчас не буду окончательного вердикта здесь выносить, но если подумать, повнимательнее посмотреть, то научные квоты выдаются государством не для того, чтобы псевдонаучные организации организовывали коммерческий лов, а для того, чтобы изучать возможности сохранения биоресурсов моря.
Г.Г.Мартынов: Совершенно верно.

В.В.Путин: Для этого в огромных количествах вылавливать ничего не нужно. Если мы будем разрешать им продавать, то тогда они будут вам составлять конкуренцию. Или они будут работать в неконкурентной среде, используя определенные льготы…

Г.Г.Мартынов: Плату за биоресурсы.

В.В.Путин: Они будут просто в неконкурентной среде с вами, рыбаками, работать. Вам это нужно? Нет, не нужно. Если по-честному выстраивать эту работу. Поэтому практика, при которой под видом (под видом!) научных квот вылавливались коммерческие объемы, была неправой. А вот вопросы, связанные с тем, как лучше организовать работу рыбной отрасли, как стимулировать рыболовецкие хозяйства работать на наш собственный, российский, берег для нашего потребителя — это абсолютно правильные вопросы. Игорь Иванович Шувалов пометил, мы обязательно поработаем над ними. Такое поручение Минфину я обязательно сформулирую. Хотя у них очень бережное отношение к НДС, но это не то, над чем мы должны трястись, не переставая, не соотнося эту проблему налогообложения с реалиями той или другой отрасли. Мы обязательно посмотрим, что можно сделать. Работает сельское хозяйство у нас по единому…

Г.Г.Мартынов: …единому сельхозналогу.

В.В.Путин: Надо подумать. Все-таки рыбная отрасль у нас не случайно была административно упакована туда, в Минсельхоз.

Г.Г.Мартынов: Была.

В.В.Путин: Посмотрим. Посмотрим, ладно?

Г.Г.Мартынов: Да. Спасибо.