Николай Сванидзе: налог на лидерство

Здесь были башни-близнецы, разрушенные 11 сентября 2001 года.

Америке, в силу ее уникального географического положения и столь же уникального исторического развития, приходится постоянно отвечать на довольно завидный для всех остальных вопрос: жить ли припеваючи самим по себе или возглавить человечество. Дважды с промежутком в 60 лет Америку, которая вроде бы склонялась к спокойному первому варианту, агрессивные идиоты, с шилом в заднице и в поисках приключений на нее же, вынуждали выбрать рискованный второй.

В декабре 41 г. — Япония. Америка ну совсем не хотела вступать в войну, но ей не оставили выбора. Как это ни парадоксально, но именно уничтожение американского тихоокеанского флота в Перл-Харборе стратегически предопределило исход Второй мировой войны. После этой пирровой победы державы Оси были обречены на поражение.

В сентябре 2001 г. — «Аль-Каида».

Почти немедленно после террористической атаки на башни-близнецы появились, а затем чрезвычайно размножились (сейчас ими буквально кишит интернет, особенно, англоязычный) так называемые контрверсии этого события. Самые известные из них — вышедшая в 2002 году книга французского журналиста Тьерри Мейсана «Большая ложь» и скандальный документальный фильм американского режиссера Майкла Мура «Фаренгейт 9/11», получивший Золотую пальмовую ветвь на Каннском фестивале в 2004 году.

На самом деле все разоблачительные контрверсии так или иначе обвиняют власти США либо в том, что они «made it happen», т.е. сами совершили, либо «let it happen», т.е. сознательно позволили этому совершиться, что практически одно и то же. Психологическую основу обвинений составляют теории заговора, всегда популярные в обществе, переживающем посттравматический синдром. Что же касается фактических обоснований, то наиболее серьезные из них связаны с тем фактом, что созданию и развитию «Аль-Каиды» во многом способствовали сами американцы. Факт бесспорный. Имея общую цель с моджахедами — изгнание СССР из Афганистана — США, по неофициальным данным, выделяли на их подготовку и военную помощь около 500 млн долларов. Американцы не любят об этом вспоминать. Как и о том, что среди крупных получателей американского оружия был Усама бен Ладен.

Однако после ухода советских войск Усама бен Ладен направил деятельность «Аль-Каиды», созданной им еще в 1988 году, на борьбу с неверными в других странах.

Отныне главная цель «Аль-Каиды» — замена светских режимов в арабских странах на теократические, а затем — объединение всех мусульманских стран в один Халифат. Главный враг «Аль-Каиды» — развращенная, погрязшая в грехе, приговоренная к позорной казни западная цивилизация и ее лидер, Соединенные Штаты Америки.

В августе 96 года Усама бен Ладен издает «Декларацию джихада», направленную против американцев.

В феврале 98-го он создает «зонтичную» организацию — Исламский международный фронт для борьбы с евреями и крестоносцами (т.е. с Западом). Для религиозного обоснования своих действий он выпускает «фетвы», обращения-предписания, призывающие истинных мусульман к уничтожению США как решающего препятствия на пути к процветанию и историческому триумфу исламского мира.

Собственно, во исполнение этих предписаний и последовала террористическая атака 11 сентября 2001 года.

На следующий день после встречи с членами Совета Безопасности президент США Дж. Буш-младший заявил: «Враг совершил нападение не только на наших граждан, но и на всех тех людей мира, кто любит свободу. Соединенные Штаты будут использовать все свои ресурсы, чтобы его победить. Мы сплотим мир… Сражение будет долгим, но нет никаких сомнений в том, что мы победим».

По-видимому, президент Буш сознательно пошел на прямое повторение речи президента Франклина Д. Рузвельта, произнесенной им после Пёрл-Харбора: «Неважно, сколько времени мы потратим, чтобы отразить это продуманное вторжение, американский народ одержит абсолютную победу».

Во всяком случае, в тот момент, в середине сентября позиция президента Буша полностью соответствовала общественному настроению. После короткой, хотя и сильной паники, выразившейся во временном параличе госструктур, американская нация сплотилась вокруг флага. Уже первые опросы, проведенные 11 сентября, показали, что подавляющее большинство граждан США (86% против 10%) оценили происшедшее как начало военных действий против их страны.

Т.е. террористическая атака, ставившая своей задачей ослабление США, привела к обратному результату. А именно: к созданию, с активным участием и под эгидой США, широкой антитеррористической коалиции, лишению террористов источников финансирования, выявлению организаций и людей, связанных с терроризмом, и проведению жестких, в том числе военно-силовых акций против стран, которые оказывали им поддержку. По мнению США, разумеется.

Все это дорого стоило Америке. Она совершенно логично, на радость всему мировому сообществу и, прежде всего, России вошла в Афганистан, но предсказуемо завязла там. Она значительно менее разумно, скорее всего, сгоряча, вошла в Ирак и там тоже завязла. Правда, в конце концов, удалось достать лично Бен Ладена, и это крупный моральный успех. Вряд ли, тем не менее, он перевесит те тяжелые имиджевые потери, которые понесла Америка, причем не только в мусульманском мире, после того как возглавила международную борьбу с терроризмом.

Эти потери — неизбежная плата за честь быть вожаком стаи, зная, что и враги, и свои не простят тебе промаха. Это и есть бремя мировой ответственности. Налог на лидерство. Лидера не выбирают. Им становятся иногда вопреки собственным желаниям и интересам.