Конфликт вокруг престижных московских школ зрел уже давно

В столице нашей родины, возник, наконец, конфликт, созревавший не год и не два. Конфликт между родителями будущих первоклассников, стремящимися записать своих детей в хорошую школу, и школами, для которых их «хорошесть» становится порой слишком тяжким бременем.

Поскольку основные документы, определяющие деятельность отечественного образования, готовят и принимают в основном люди, имеющие о том, что такое средняя общеобразовательная школа, весьма поверхностное представление, реальная жизнь вынуждена вносить в ситуацию свои коррективы. Так, очень болезненным остается вопрос о записи ребенка в первый класс.

Вернее, не совсем так: в столице, где произошел скандал, мест в первых классах больше, чем маленьких москвичей, которые 1 сентября должны отправиться в первый раз в первый класс. Но это – именно та точка зрения, которой придерживаются чиновники от образования. А родители первоклашек придерживаются другой точки зрения: в школах, куда стоит отдать учиться своего ребенка, мест в первых классах не хватает катастрофически. Та же ситуация в новых районах, где не хватает вообще каких-либо школ и драться готовы за место в любой.

В этом году родители детей, не зачисленных в присмотренные ими школы, пошли на беспрецедентный шаг – подали заявление в прокуратуру на поправки в часть 1 статьи 11 закона № 14 «Об общем образовании в Москве», внесенные столичным правительством в мае прошлого года. Эти поправки предоставили первоочередное право поступления в первый класс детям, живущим в непосредственной близости от школы, детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей, а так же тем, чьи братья или сестры уже учатся в данной школе и детям из многодетных и малоимущих семей.

В столице, и не только в ней, вырос определенный «полусредний» класс

Надо сказать, примерно такие же правила действовали еще при советской власти. Автор этих строк, работавший в середине 70-х в одной из московских школ (это была единственная английская спецшкола на довольно большой окраинный район), до сих пор помнит, как директор школы поднимала перед руководством РОНО вопрос о возможности отчисления сразу четверых братьев и сестер. Дети полубезумных родителей, по-человечески очень милые, просто не могли нормально справиться с усложненной программой школы. Однако РОНО всякий раз отказывал, поскольку семья жила в соседнем со школой доме, а дети из микрорайона, да еще из многодетной семьи – это святое. И поскольку репродуктивность родителей была высока, каждые пару лет в первый класс записывался новый их ребенок.

Однако сейчас работники прокуратуры, абсолютно не разобравшейся в сути дела, добились в Мосгорсуде решения об отмене поправок. Это, правда, не приведет к пересмотру списка уже зачисленных первоклассников, на что надеялись подававшие заявление родители, зато может быть чревато осложнениями в будущем. Представители столичного образования, которых не позвали на процесс, пытаются объяснить суть дела журналистам.

«Школы не могут принимать всех желающих, это нарушение СанПиНов – ведь на каждого ребенка должно быть отведено определенное пространство – не меньше 13,8 квадратного метра. Кроме того, школа не должна увеличивать контингент, ухудшая условия для детей, которые здесь уже учатся», – объясняет известный московский учитель, директор Центра образования № 548 «Царицыно», член Общественной палаты России Ефим Рачевский.

«Ну, нет, нет у нас еще четырех кабинетов и 100 парт, – горячится учитель еще одной школы, куда заявок на прием в первый класс подано на 100 больше, чем мест. – И новый корпус, обещанный несколько лет назад, строить еще не начинали. И из помещения детского сада первые классы комиссия финансовых органов приказала в свое время забрать, чтобы не путались деньги на питание тем и другим, которые, оказывается, идут по разным статьям. Это важнее, чем учебно-воспитательный процесс».

«Проблема возникла не в этом году, а набирала обороты несколько лет, – поясняет председатель жюри Всероссийского конкурса «Директор школы-2011″, доктор педагогических наук Константин Ушаков. – Желание родителей записаться в определенную школу и возможности учебных заведений не совпадают. По существующим правилам у каждой школы есть лицензия, в которой сказано, на сколько учеников она рассчитана, поэтому увеличить количество первых классов – это означает отойти от заявленных норм. Кроме того, есть СанПиНы, которые предполагают в одном классе наличие не более 25 детей».

Понятно, что такие вещи родителей не интересуют. В столице, и не только в ней, вырос определенный «полусредний» класс. Представители этого класса еще не могут отдать своего ребенка в дорогую частную школу, но уже категорически не хотят записывать его в «простую» школу. Ведь там, по их мнению, между прочим, зачастую вполне объективному, с ними будет работать «Марь Ванна», а ей самой бы еще подучиться. Однако школ, пользующихся хотя бы районной известностью в качестве хороших, не так много, чтобы принять в первые классы всех желающих.

Есть и еще одна проблема: любые родители, живущие рядом с хорошей школой, разумеется, не хотят вести своих детей куда-то еще. И их тоже можно понять: зачем возить ребенка куда-то в набитом под завязку транспорте, если за пять минут можно дойти до хорошей школы пешком.

А еще целый ряд хороших школ в столице имеет дошкольные отделения, причем зачастую платные. Что прикажете делать с этими детьми, подготовленными к требованиям конкретного учебного заведения? Принимать в первую очередь, или давать от ворот поворот? Обиженные родители, а вслед за ними прокуратура и суд считают, что от ворот поворот более соответствует российскому законодательству. Но, если это действительно так, то необходимо срочно менять законодательство. Хотя до сих пор мы с ним жили, и ничего.

Образованием руководит много людей, ничего не смыслящих в проблемах средней школы

Правда, даже среди крика и шума, сопровождающих нынешний набор первоклассников, раздаются и вполне разумные предложения. «Уже 1 сентября, за год вперед, надо составлять списки, какие дети в какую школу пойдут, и на основании этого формировать количество первых классов в той или иной школе. Если в какую-то школу хочет много детей, надо дать ей возможность открыть больше первых классов, а в тех школах, где нет желающих или их мало, вообще не открывать. Конечно, такой подход может упереться в отсутствие помещений и педагогов, но надо школы объединять, и этот процесс должен идти на протяжении всего года, а не накануне 1 апреля, с ночными кострами и записью на руке», – считает уполномоченный по правам ребенка в городе Москве, учитель с большим стажем Евгений Бунимович.

Надо заранее достраивать помещения для школ, пользующихся устойчивой популярностью. И при этом закрывать школы, в которые никто не хочет идти учиться. Это – тоже мнение людей, имеющих к школе непосредственное отношение.

Но есть еще один момент, о котором, правда, громко говорить не принято. Нашим образованием руководит слишком много людей, ничего не смыслящих в проблемах средней школы. Постоянные попытки симулировать бурную деятельность и обязательно реформировать те ее стороны, которые не нужно трогать вообще, приводят только к падению уровня образования. Сегодня поднят скандал вокруг приема в первый класс. Что будет, когда все заинтересованные лица поймут: последний принятый Госдумой закон, затрагивающий эту сферу, сделал среднее образование платным для всех?

Но, пока время еще не ушло, необходимо делать выбор: или свое нормальное образование, завезенное когда-то из той же Голландии Петром Великим, или какие-то элементы неведомо чего, набранного с миру по нитке. Или поддержка хороших школ, расширяющая их возможности, или толпы подростков, получающих образование на запредельно низком уровне.