Wikileaks: Ташкент — сложный партнер США

После терактов 11 сентября Узбекистан стал союзником США в объявленной ими войне против терроризма. Но, как видно из дипломатических посланий, опубликованных Wikileaks, Ташкент оказался для Вашингтона сложным партнером.

Теракты 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке заметно усилили внимание американской дипломатии к Центральной Азии. После объявленной Соединенными Штатами войны против терроризма и начала военной операции в Афганистане одним из важных союзников США в регионе стал Узбекистан. Обнародованные спустя 10 лет на сайте Wikileaks послания американских дипломатов проливают свет на то, насколько противоречивыми были отношения Вашингтона с Ташкентом в последние годы, и помогают понять, почему власти Узбекистана с недоверием относятся к сотрудничеству с другими странами и с международными структурами.

Каримов предложил американцам использовать базу в Термезе
Узбекистан не был для США простым партнером. Особенно наглядно это стало после того, как Вашингтон резко раскритиковал действия правительства в Ташкенте, подавившего восстание в Андижане. В ответ президент Узбекистана Ислам Каримов в 2005 году закрыл американскую военную базу в Ханабаде. Позже отношения наладились, и власти в Ташкенте согласились на транзит грузов НАТО через территорию их страны в Афганистан по так называемому северному маршруту. Однако к Рождеству 2009 года Ташкент преподнес Вашингтону сюрприз, предложив американским военным еще и право на перелет через узбекскую территорию и доступ к военной базе в Термезе. Эту базу арендует бундесвер для снабжения немецкого воинского контингента на севере Афганистана.

Тогдашний министр иностранных дел Узбекистана Владимир Норов предложил США заключить трехстороннее соглашение о Термезе, но вскоре передумал и речь шла уже о присоединении Соединенных Штатов к двустороннему, германо-узбекскому соглашению. С 2010 года Германия платит Узбекистану за аренду Термеза на 16 миллионов евро в год больше, но правительство ФРГ отказалось пояснить, за что именно перечисляет эти деньги. Из посланий американских дипломатов нельзя понять, действительно ли военнослужащие США пользуются базой в Термезе.

«Действовать в пику России»

Неожиданное предложение об использовании Термеза, как отметили американские дипломаты, поступило именно в момент визита главы российского МИДа Сергея Лаврова в Ташкент. «Основной мотивацией Ташкента, кажется, служит стремление действовать в пику России», — предположил тогда посол США в Узбекистане Ричард Б. Норланд.

В одной из задокументированных бесед с представителем Вашингтона тогдашний глава МИД Узбекистана Норов крайне отрицательно отозвался о военно-политическом союзе Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), руководимом из Москвы. «Россия при Путине и Медведеве ведет агрессивную и шовинистическую политику на территории бывшего СССР, и Узбекистан будет ей противостоять всеми возможными мерами», — цитирует Норова американский дипломат.

В пику ОБСЕ

Американские дипломаты фиксировали не только сложности, с которыми столкнулись в Узбекистане сами, но и проблемы, возникшие у международных организаций, например Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В начале 2010 года в беседе с послом США Норландом координатор ОБСЕ в Ташкенте Иштван Венцель посетовал на то, что «нехватка доверия» Узбекистана мешает реализации большинства проектов в этой стране. Правительство в Ташкенте, по его оценке, не доверяет международным партнерам потому, что хочет контролировать абсолютно все процессы в пределах собственных границ.

Недоверие к международным партнерам может подпитываться и действиями российских спецслужб в Узбекистане, предположил Иштван Венцель в беседе с американским послом. Он не исключил, что российские агенты распространяют в Ташкенте ложные сведения о том, что администрация США якобы поддерживает террористическую организацию «Исламское движение Узбекистана» — точно так же, как когда-то поддерживала моджахедов в Афганистане в период советской оккупации.

Ташкент, ЕС и «переход в наступление»

Сенсационным в депешах американских дипломатов может считаться то, что Узбекистан и соседний с ним Таджикистан, ведущие спор о распределении воды и строительстве Рогунской ГЭС, гораздо активнее, чем это было известно ранее, пытались привлечь на свою сторону как европейских, так и американских дипломатов. Так, в ноябре 2009 года министр иностранных дел Таджикистана Хамрохон Зарифи в беседе с американским послом Кеном Гроссом просил того о помощи и угрожал перекрыть Узбекистану воду, если Ташкент не разрешит транзит электроэнергии из Туркмении для снабжения Таджикистрана. В свою очередь спецпредставитель ЕС по Центральной Азии Пьер Морель в разговоре с американским дипломатом заявил, что Узбекистан «перешел в наступление», пытаясь заставить Евросоюз занять определенную позицию в споре о воде.