Пеунова пожаловалась на нарушение избирательных прав

5 сентября лидер партии «ВОЛЯ» Светлана Пеунова отправила жалобу на нарушение избирательных прав в Генпрокуратуру РФ.

В жалобе излагается ситуация в российском выборном законодательстве, сложившаяся перед предстоящими выборами в Госдуму РФ 4 декабря 2011 года. По мнению Светланы Пеуновой, ряд положений законодательства нарушает конституционные права граждан России.

В частности, это касается выдвижения кандидатов в Госдуму исключительно по партийным спискам, а также отмены строки «Против всех» в избирательных бюллетенях. В связи с этим Светлана Пеунова просит Генпрокуратуру сделать запрос в Конституционный суд РФ о проверке соответствия положений выборного законодательства Конституции РФ. Жалоба на нарушение избирательных прав. В соответствии с п.1 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ» предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации органами исполнительной власти, а также обеспечение соответствия законам правовых актов. П. 6 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» предусматривает, что Генеральный прокурор Российской Федерации вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Таким образом, правозащитная функция прокуратуры проявляется в том, что Генеральный прокурор вправе обратиться в Конституционный Суд РФ в целях признания закона неконституционным и утратившим силу. На основании изложенного, обращаюсь к вам с просьбой реализовать существующий механизм реализации защиты прав граждан, устранив нарушение моих избирательных прав, которое заключается в следующем: Согласно ст. 32 Конституции РФ, «граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти». По смыслу Конституции РФ активное избирательное право (право избирать) является равным и прямым для всех граждан РФ. Никто из них не имеет каких-либо преимуществ перед другими. Ч. 3 ст. 32 Конституции РФ устанавливает перечень лиц, не имеющих права избирать и участвовать в референдуме, является исчерпывающим, закрытым и не может быть подвергнут расширительному толкованию. Законодательство о выборах и референдуме устанавливает гарантии свободного волеизъявления граждан.

Тем не менее, несмотря на обладание конституционно закрепленным активным избирательным правом, реализация его не представляется возможной по следующим причинам. В силу ст. 7 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18.05.2005 № 51-ФЗ кандидаты в депутаты Государственной Думы РФ могут быть выдвинуты только в составе федеральных списков кандидатов и только зарегистрированными в соответствии со ст. 15 ФЗ «О политических партиях» политическими партиями. Таким образом, указанный закон не предусматривает возможность выдвижения и регистрации кандидатов, минуя партийные списки.

По данным, размещенным на официальном сайте Центральной избирательной комиссии РФ, общее количество избирателей, состоящих в политических партиях, составляет 2 969 639 человек: в партии «Единая Россия» — 2 009 937 человек; в «КПРФ» — 154 244 человека; в «ЛДПР» — 185 573 человека; в партии «Справедливая Россия» — 414 558 человек; в партии «Патриоты России» — 86 394 человека; в политической партии «Яблоко» — 54 811 человек; в партии «Правое дело» — 64 022 человека. Общее количество избирателей составляет, по данным ЦИК РФ на 01.07.2011 года, 109 983 274 человека. Таким образом, количество избирателей, состоящих в различных политических партиях, составляет 2,7 %. Таким образом, всего лишь 2,7% избирателей могут принимать участие в формировании федеральных списков кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ.

Остальные 97,3 % избирателей, или 107 013 635 человек (в том числе я), которые не являются членами той или иной политической партии, лишены права участвовать в формировании федеральных списков кандидатов, выдвигать своего кандидата и, как следствие, реализовать свое волеизъявление, проголосовав за своего кандидата. Очевидно, существующее законодательство (в частности, ст. 7 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18.05.2005 № 51-ФЗ) не позволяет с достоверностью определять результаты волеизъявления 97,3% или 109 983 275 (ста девяти миллионов девятьсот восьмидесяти трех тысяч двухсот семидесяти пяти) избирателей. ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы РФ», в частности, подпункт 1 пункта 5 ст. 82, говорит о том, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает результаты выборов депутатов Государственной Думы недействительными, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Таким образом, ст. 7 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18.05.2005 № 51-ФЗ по своей правовой сути не соответствует ст. 3 части 3, ст. 32 части 2, ст. 55 части 2 Конституции РФ, поскольку лишает меня, а также и других граждан, не состоящих в политических партиях либо состоящих в политических партиях, не прошедших процедуру государственной регистрации, активного избирательного права. Не имея возможности проголосовать за достойных граждан, не включенных в федеральные списки зарегистрированных политических партий, я вынуждена голосовать за тех, кто включен в эти списки, хотя никому из них я не доверяю.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 12.07.2006 г. № 107 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)» в Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также в Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» были внесены изменения, исключающие из избирательных бюллетеней строку «Против всех кандидатов».

Принятие закона от 12.07.2006 г. № 107 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)», регламентирующего отсутствие в избирательных бюллетенях строки «Против всех кандидатов», нарушает мои конституционные права и противоречит статьям 3 (часть 3), 32 (часть 2) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации. Отсутствие у меня возможности проголосовать против всех кандидатов также лишает меня активного права, поскольку исключает возможность выражения мной моих политических взглядов.

Гарантированная Конституцией РФ свобода выбора означает и свободу избирателя голосовать против всех, если нет достойных кандидатов. Результаты выборов отражают отношение избирателей к власти («протестное» голосование имеет место там, где избиратель не удовлетворен действиями властей). При отмене строки «против всех» в бюллетене мне как избирателю придется сделать выбор между тем кандидатом, которому я не доверяю, который мне не нравится, и другими, которые не нравятся еще больше. «Против всех» — это форма протеста, одна из форм проявления социальной активности. Отмена строки «Против всех» представляет собой прямой запрет на выражение социального протеста и представляет собой давление на меня как на избирателя. Сегодня, в преддверии выборов, я как избиратель лишена возможности голосовать против всех, поскольку не вижу достойного кандидата среди претендентов на заветное место в парламенте.

Таким образом, ст. 2,4 закона от 12.07.2006 г. № 107 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)», регламентирующие отсутствие в избирательных бюллетенях строки «Против всех кандидатов», нарушают мои конституционные права и противоречат статьям 3 (часть 3), 32 (часть 2) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации. Президент РФ выразил надежду, что состав Госдумы следующего, 6-го созыва будет «максимально отражать политические предпочтения самого широкого круга наших граждан, многообразие их взглядов, позиций, их интересов». Однако в сложившейся ситуации, когда более 97% граждан фактически не могут реализовать свои активные избирательные права, выборы не могут быть назначены, так как они будут нарушать положения Конституции РФ (ч. 2 ст. 32).

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 36 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», п. 4 ст. 27 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации», ПРОШУ обратиться в Конституционный суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ: положений ст. 7 Федерального закона от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» о том, что кандидаты в депутаты Государственной Думы РФ могут быть выдвинуты только в составе федеральных списков кандидатов и только зарегистрированными в соответствии со ст. 15 ФЗ «О политических партиях» политическими партиями; а также положений Закона от 12.07.2006 г. № 107 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ об отмене формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)».