В Приднестровье началась «война компроматов»?

Действующего президента ПМР обвиняют в нецелевом расходовании российской финансовой помощи.

Российская помощь Приднестровью если и «разворовывалась», то происходило это еще в России, до попадания денежных средств в сферу ответственности приднестровской стороны. Тем не менее факт «воровства» был использован Москвой как предлог для временного приостановления помощи, а затем – для ее переадресации своим ставленникам в ПМР. Об этом рассказывает на страницах «Российских вестей» обозреватель Сергей Владимиров. Вот главные фрагменты его материала:

«С подачи неназванного «источника в руководстве Приднестровья» СМИ и Интернет полнятся слухами о «нецелевом использовании» российской финансовой помощи Приднестровью. Россия якобы недовольна тем, как она расходовалась. По сообщению российских СМИ, кто-то даже направил в Следственный комитет России письмо с просьбой проверить, как тратились эти средства. Мы решили помочь всем заинтересованным лицам разобраться в этом вопросе, – пишет автор, – благо сделать это оказалось нетрудно: все документы, касающиеся распределения и использования российской гуманитарной помощи в Приднестровье, являются открытыми, доступ к ним не ограничен.

На что, сколько, когда

Впервые вопрос о гуманитарной помощи встал в марте 2006 года. Игнорируя достигнутые ранее договоренности, Молдавия и Украина изменили таможенный режим на границе с Приднестровьем, что привело к железнодорожной и экономической блокаде республики.

Сразу после этого президент ПМР Игорь Смирнов обратился к Владимиру Путину с известным письмом, в котором предложил де-факто рассматривать Приднестровье как субъект Российской Федерации со всеми вытекающими отсюда последствиями. Содержалась в письме и просьба о безвозмездной материальной помощи для выплат по социально защищенным статьям.

Включение ПМР в состав РФ, даже де-факто, разумеется, серьезно осложнило бы отношения России с ЕС, и на такое радикальное решение Путин пойти не мог. Однако оставить без внимания ситуацию, грозящую Приднестровью гуманитарной катастрофой, тоже было немыслимо.

В российском бюджете на 2006 год, естественно, не была предусмотрена финансовая помощь Приднестровью, поэтому средства были выделены из резервного фонда правительства, и с конца апреля они начали поступать на специальный внебюджетный счет администрации президента ПМР. Кроме того, зампредом правительства РФ Александром Жуковым и президентом ПМР Игорем Смирновым был подписан протокол, предусматривающий установление прямых связей между Россией и Приднестровьем в различных областях.

Всего от Российской Федерации в 2006 году было получено 1 859 593 313 руб. РФ (576 400 750 руб. ПМР). Половина этих средств была направлена на выплату зарплаты бюджетникам (232 млн напрямую из республиканского бюджета плюс 56,8 млн через местные бюджеты, которым были направлены трансферты на эту сумму).

98,5 млн руб. было потрачено на социальные и компенсационные выплаты населению, включая пособия на детей, 80 млн – на выплату пенсий. Среди других статей затрат – приобретение медикаментов и питания (21,3 млн руб.), содержание детских домов и интернатов (12,1 млн руб.), стипендии (2,7 млн руб.), пособия по безработице (1,7 млн руб.).

Помощь поступала не только в денежной форме: ряд регионов России за счет собственных средств направили в Тирасполь значительное количество лекарств, продовольствия и других гуманитарных грузов.

Всеми вопросами распределения российской помощи занимался специально созданный Межведомственный координационный совет. Ежемесячно информация о фактическом движении помощи отправлялась в адрес правительства РФ и Министерства финансов РФ.

Никаких замечаний по представленным отчетам, а тем более обвинений в нецелевом использовании финансовой помощи от Минфина и правительства РФ не поступало.

Своевременно поступившая помощь Российской Федерации позволила не допустить развития социального кризиса, резкого снижения уровня жизни, относительно стабилизировать курс рубля ПМР. Но вынужденный простой предприятий привел к потере рынков сбыта, почти полному вымыванию оборотных средств, сокращению налоговых поступлений в бюджет Приднестровья. Серьезным ударом стала и аномальная засуха, из-за которой в 2007 году почти полностью погиб урожай целого ряда сельхозкультур.

Поэтому в сентябре 2007 года президент Приднестровья был вынужден вновь обращаться к Владимиру Путину по поводу предоставления льготного кредита для аграриев и безвозмездной помощи социально незащищенным слоям населения. Верховный совет поддержал президента, в октябре направив обращение по этому поводу в Госдуму РФ.

Евгений Шевчук, бывший в то время спикером, настоял, что ответственность за распределение гуманитарной помощи должен взять на себя депутатский корпус, и добился, чтобы средства зачислялись на специальный счет Верховного совета ПМР в Приднестровском республиканском банке. Скоординированные действия президента и Верховного совета по созданию системы парламентского контроля позволили гарантировать российской стороне прозрачность распределения помощи.

2,5 года, с декабря 2007 до апреля 2010 гг., российская гуманитарная помощь по этой схеме ежеквартально поступала в Приднестровье. Общая сумма, полученная за это время, составила 1 777 844 041 российский рубль. Средства распределялась гласно и открыто, российской стороне предоставлялись отчеты, пенсионеры получали прибавку к пенсии, детские учреждения и больницы – продукты питания.

Никаких замечаний по направлениям расходования гуманитарной помощи либо по механизму ее распределения со стороны российских органов власти в этот период также не поступало…

Видимо, кого-то это не устраивало. Дело в том, что, по сведениям «РВ», у российских финансовых органов были претензии по вопросу выделения Приднестровью финансовой помощи в 2006 году. Но претензии эти относились к движению этих денег в России, до момента попадания их в компетенцию приднестровской стороны (здесь и далее выделено нами. – Прим. KM.RU). Созданная же президентом и Верховным советом ПМР система парламентского контроля исключала серые схемы, как на приднестровской, так и на российской территории. Отметим, что с 2006 года по настоящее время одним из ключевых игроков, ответственных в России за выделение ПМР финансовой помощи, является нынешний помощник первого вице-премьера Геннадий Букаев.

И понеслось. При помощи в т. ч. Константина Косачева (главы Международного комитета Госдумы РФ. – Прим. KM.RU) в 2009 году был вбит клин в приднестровский истеблишмент, грянул парламентский кризис. А во второй половине 2010 года российская помощь Приднестровью была без объяснения причин заморожена. Последний платеж за II квартал поступил 30 марта, и вновь средства стали приходить только через год…

Кому это выгодно?

Обвинения в нецелевом расходовании российских денег преследуют цель бросить тень на Смирнова и Шевчука – двух основных конкурентов действующего спикера Верховного совета ПМР Анатолия Каминского.

Возобновление финансовой помощи в 2011 году Каминский декларирует как свою личную заслугу, якобы только ему теперь доверяют коллеги из Госдумы распределять средства. Все, что было до него, якобы разворовывалось, на российские гуманитарные деньги строились особняки и покупались престижные иномарки. Так уверяют агитаторы, уже начавшие работу. А если вы не отдадите голоса Каминскому, пугают они, Россия лишит вас пенсионной надбавки…

Не подумайте только, что это сам Каминский так говорит. Он человек не злой и лишить приднестровских пенсионеров российской помощи, конечно, не хочет. Дело в том, что не он это решает. Тексты, которые «его» команда распространяет в Интернете, с ним даже не согласовываются. Всем рулят нанятые хозяевами Каминского политтехнологи. А о том, чьим клиентом он является и чьи распоряжения будет выполнять, мы уже писали. Не будем повторяться.

Скажем лишь одно. Помощь ПМР была возобновлена после того, как председателем Верховного совета ПМР стал послушный определенным кругам в Москве Анатолий Каминский. В Первопрестольной же ее продолжает курировать уже упомянутый Букаев, известный очень своеобразными схемами (на российской территории) помощи Приднестровью в 2006 году, а также подобными финансовыми операциями по помощи Южной Осетии. А Каминский все стерпит, он же не Игорь Смирнов, и не Евгений Шевчук, которые обеспечивали прозрачность помощи на всех ее этапах, в т. ч. российском. Кстати, если до 2010 года банком-отправителем гуманитарной помощи Приднестровью было УФК Отделение № 1 Московского ГТУ Банка России, то в 2011 году средства отправлялись из УФК по Московской области (министерство финансов Московской области). Любопытно».

Вот такой анализ российской помощи Приднестровью привел в своем материале Сергей Владимиров.

Сдача Приднестровья

KM.RU уже рассказывал. как этим летом в СМИ абсолютно случайно (любительская видеосъемка) просочилась запись выступления вышеупомянутого Константина Косачева перед участниками международной делегации прошедшего в Липецке «ON Форума», который проводила «Молодая гвардия «Единой России». Вот что поведал тогда г-н Косачев слушателям закрытого мероприятия:

«Ситуация в Приднестровье деградирует. Речь идет даже не столько о состоянии экономики, сколько об элементарной демографической ситуации. Люди просто начали уезжать из Приднестровья. Люди устали жить в условиях неопределенности, когда нет серьезных инвестиций в регион, особенно из-за рубежа. Состояние неопределенности со всевозрастающей силой начинает входить в противоречие с интересами людей. В конце 80-х – начале 90-х люди действительно воевали за свою безопасность и свободу. И честь и хвала тем, кто тогда, 20 лет назад, действовал таким образом. Но жизнь не стоит на месте. У Приднестровья как у независимого государства не очень определенные перспективы в силу чисто объективных обстоятельств. Тем более что эта декларированная, провозглашенная, определенная народом Приднестровья независимость, скорее всего, не обретет широкого международного признания. Это значит, что будут сохраняться факторы санкций, блокады, всего того, что сдерживает экономическое развитие. С другой стороны, понятно, что просто-напросто сдаваться и отступать от тех завоеваний, которые выстрадал народ Приднестровья, было бы совершенно неправильно, даже просто несправедливо по отношению к тем, кто тогда сложил свои жизни на этот алтарь победы. Поэтому, на мой взгляд, Приднестровью нужно обновление. Я не имею в виду определенную политическую партию (партию «Обновление». – Прим. KM.RU), я произносил это без кавычек. Я имею в виду обновление руководства, обновление стратегического курса развития Приднестровья. Это обновление должно идти эволюционным, а не революционным путем. У Приднестровья должно появиться руководство, которое будет готово находить для страны, для жителей Приднестровской Молдавской Республики оптимальные варианты развития. Эти варианты совершенно точно должны быть иными, чем до сих пор».

После утечки этой информации по российским СМИ прокатилась волна публикаций, общий смысл которых был такой: Россия сдает Приднестровье. А для этого постарается сделать так, чтобы на предстоящих вскоре выборах президента ПМР победил ее ставленник – Анатолий Каминский, который такую «сдачу» Приднестровья и реализует. Скорее всего, стремлением оказать Каминскому предвыборную поддержку и было обусловлено решение Москвы возобновить финансовую помощь Приднестровью.

Для этого (а отнюдь не для того, чтобы пресечь «воровство», которого на самом деле не было) и был придуман «новый механизм» помощи. Теперь она всецело проходит через парламент, спикером которого Каминский и является. «Прокручивая» эти (немалые, кстати, для Приднестровья) деньги через парламент, Москва пытается привлечь в электорат Каминского мелких частных предпринимателей – фермеров, владельцев торговых точек и прочих. Если учесть, что партия «Обновление», которая уже выдвинула кандидатуру Каминского на президентские выборы, имеет неплохую поддержку крупного бизнеса республики, то вокруг протеже Москвы может сложиться немалый перспективный электорат, что дает Каминскому дополнительные шансы на победу.

Ну а если он станет новым президентом ПМР, то это поможет Москве решить свою стратегическую в отношении Приднестровья цель – включить ПМР на особых (пока еще не совсем ясно, каких именно) правах в состав Молдовы. Этот итог приднестровского урегулирования спят и видят на Западе, суля Москве взамен такие вожделенные для российской стороны блага, как окончательный прием России в ВТО (на препятствующую этому Грузию в этом случае попросту надавят) и даже предоставление гражданам России права на безвизовое посещение Шенгенской зоны. Ну а Россия в этом случае должна будет «всего-навсего» вывести из Приднестровья миротворцев. И тем самым окончательно потерять для себя один из форпостов Русского мира, за который столетия назад проливали кровь наши предки, и где до сих пор в народе понятие «Россия» тождественно понятию «Родина».