Вашингтон пытается затащить Индию в НАТО

Эксперт считает, что Россия должна предложить Дели альтернативу размещению там американской ПРО.

В деле расширения НАТО для Брюсселя и Вашингтона, судя по всему, все средства хороши — включая и вполне себе экзотические. Казалось бы, такая «неинтересная» для Североатлантического альянса страна как Индия, тем не менее, удостоилась внимания натовских функционеров.

Тут стоит сразу оговориться, что «неинтересна» Индия для НАТО, если говорить формально, в силу своего фирменного внеблокового статуса, который, по сути и придает этому государству, по солидарной оценке геополитиков, особый вес. Тем не менее, Брюссель решил, как говорят в таких случаях, «включить дурачка» и, тем не менее, предложить сотрудничество в виде совместной системы ПРО.

«Вы подвергаетесь ракетной угрозе. Мы также с ней сталкиваемся. Они (враги — прим. KM.RU) разные, но наша способность защищаться может быть одинаковой», — соблазняли индийских журналистов на специальном брифинге высокие должностные лица НАТО, включая и постоянного представителя США при НАТО Иво Даалдера. К слову о врагах. В их перечень просто по удивительному стечению обстоятельств не попала Россия, что можно объяснить разве что тем, что в Брюсселе адекватно представляют себе спокойные и доброжелательные российско-индийские двусторонние отношения, при которых Дели объективно не видит опасность из Москвы, а значит тут явно не тот случай. Когда можно включать заезженную пластинку. Но тем сильнее и объяснимее азарт — законтачиться с Индией — пусть сам «выхлоп» от такого союза и окажется минимальным, да и перспектив тут заведомо немного — в ближайшие лет 5-10 Индия точно не откажется от своего внеблокового статуса.

Впрочем. Статус статусом, а технологии технологиями. Очевидно, что в процессе дальнейших переговоров Брюсселя и Вашингтона с индийскими властями будет сводиться к усиленной рекламе именно передовых противоракетных технологий — тут альянсу и впрямь есть чем гордиться. С другой стороны, ровно с этим же предложением к Индии могла бы уже давно выйти и Россия, которая при всех оговорках также имеет конкурентоспособные наработки и могла бы на этом поле посотрудничать с Индией хотя бы ради того, чтобы в этом регионе не осталось бы и намека на присутствие НАТО, а все разговоры Дели с Брюсселем о возможностях и перспективах окончательно перешли бы в жанр простой болтовни «обо всем хорошем» за чашкой чая.

Хватит ли «наглости»?

В бесед с обозревателем KM.RU главный редактор журнала «Национальная оборона», член Общественного совета при Минобороны РФ, полковник Игорь Коротченко оценил перспективы возможного сотрудничества НАТО с Индией и предложил на этот случай свой рецепт действий для российского руководства:

— Одно из требований к любой системе противоракетной обороны — это ее полное нахождение под собственным национальным контролем. Учитывая, что основными потенциальными противниками Индии в плане возможного обмена ракетными ударами являются Китай и, особенно, Пакистан, то совершенно очевидно, что быть включенным в чей-то чужой «ядерный зонтик» противоракетной безопасности не представляется для Индии столь уж соблазнительной идеей. А вот построение собственной национальной системы ПРО под индийским военным командованием — это вещь, напротив, достаточно соблазнительная. Тем более что Индия последовательно работает над тем, чтобы создать полноценную ядерную триаду и подобный вектор военно-технического движения Индии вперед по созданию стратегической триады подразумевает, что должна быть создана собственная система предупреждения о ракетном нападении и противоракетной обороны.

Поэтому само по себе предложение со стороны НАТО интересно Дели с точки зрения получения новых технологий, получения соответственно определенных систем обнаружения, разведки, огневого поражения. Но мне как-то сомнительно, что Индии будет доставлять удовольствие само осознание того факта, что она не сможет применять суверенные национальные решения в случае задействования такой системы ПРО. Поэтому как элемент взаимодействия с Североатлантическим альянсом — тут очевидно есть поле для сотрудничества. Но не более того. А вот со стороны НАТО данное предложение Индии носит, во-первых, однозначно антикитайский характер, особенно с учетом сложных взаимоотношений между Китаем и Индией и, во-вторых, отражает стратегическое стремление альянса сделать систему глобальной. Но в основе Европейской ПРО все-таки изначально лежит перспектива встраивания ее в глобальную американскую противоракетную оборону и, очевидно, что те предложения, что сделаны Индии — часть общего плана Соединенных Штатов.

Ясно, что пока лишь идут разговоры. Но, тем не менее, если Индия все же продемонстрирует заинтересованность предложением Брюсселя — как реагировать России?

— Слова России мало чего стоят, если они не подкреплены какими-то реальными возможностями. Можно сколько угодно стучать кулаком или ботинком по столу и громко возмущаться. Тебя погладят по головке, дадут сладкую конфету, но в практическом плане это не приведет к какому-то учету позиции и мнения. Поэтому наша реакция должна выразиться в том, что мы Индии сделаем такое предложение, от которого она не сможет отказаться. А конкретно — возможное участие России как важнейшего стратегического и военно-технического партнера Индии в создании национальной системы ПВО и ПРО Индии с передачей соответствующих систем и средств — радаров обнаружения и контроля воздушно-космического пространства — в рамках военно-технического сотрудничества между Москвой и Дели.

При этом Россия должна будет соответственно передать все указанные средства под контроль индийского национального военного командования. Вот это предложение, как мне кажется, было бы весьма эффективным шагом для того, чтобы НАТО не залезало туда, где, казалось бы, абсолютно нет зоны его интересов.