Янукович хочет сдать Россию в Гаагу

Киев намерен добиваться газовой скидки от России в международных судебных инстанциях.

Метаморфозы внешнеполитической линии нынешнего украинского руководства лишний раз подтверждают истинность утверждения о том, что власть если и не портит человека, то по крайней мере показывает его истинное лицо. Так, например, руководитель «бело-голубой» администрации Виктор Янукович, проделал впечатляющий путь от пламенного трибуна антиоранжевой оппозиции, который активно апеллировал к пророссийским ожиданиям электората до инициатора международного сутяжничества с ярко выраженным антироссийским уклоном.

В интервью российскому изданию «Коммерсантъ», которое любезно согласилось предоставить президенту Украины трибуну для публичного оправдания своих неблаговидных маневров, Виктор Янукович на голубом глазу и что называется, без тени смущения поведал российской читательской аудитории о том, как он «дошел до жизни такой». Проглотив предоставленную Украине в соответствии с харьковскими соглашениями 100 долларовую скидку, украинский гарант в стиле известного мультяшного персонажа не только утверждает, что этого «маловато будет», но и готовится доказать право Украины на энергетическое иждивенчество в судебном порядке.

В упомянутом интервью Виктор Янукович в самом начале своего эпистолярного выступления напомнил «дорогим россиянам», что Киев уже подготовил документы для обращения в «самый гуманный и справедливый в мире» Стокгольмский арбитраж. Фактически все изложенное им в дальнейшем можно считать апологией собственного геополитического вероломства в целях оправдания очередной газовой склоки, устроенной Киевом.

Как выяснилось, идеалом ценовой справедливости для украинских властей является формула средней цены на российский газ для Германии за вычетом транспортных расходов и $100 дополнительной скидки, предусмотренной харьковскими соглашениями. Таким образом, 100 долларовый «харьковский бонус» в интерпретации официального лидера бело-голубой команды воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Тем не менее Виктор Янукович с возмущением отверг обвинения в политическом иждивенчестве. Отвечая на вопрос корреспондента газеты, «на какие уступки вы готовы пойти, чтобы добиться изменения контрактов?» президент Украины, по сути, призвал не тешить себя тщетными иллюзиями поскольку (здесь следует оценить изобретательность и моральную гуттаперчевость Виктора Януковича) Украина не требует очередной скидки, а всего лишь «хочет вернуться в цивилизованное русло — к рыночной европейской цене». С таким же успехом можно зайти в магазин и потребовать от продавца «вернуться в цивилизованное русло», уценив понравившийся тебе товар. «Если в дальнейшем нам нужна будет дополнительная скидка на какой-то период, если у нас не будет денег, тогда мы готовы за это чем-то расплатиться. Но сегодня об этом речь не идет»- еще раз четко и недвусмысленно обозначил склонность Киева к энергетической халяве Виктор Янукович.

При этом, даже не дожидаясь вполне предсказуемого решения Печорского суда, в котором рассматривается «дело Тимошенко», президент Украины фактически дезавуировал заключенные в 2009 году правительством «оранжевой принцессы» газовые договоренности с Россией, назвав предшествующие договоренности от 2005 года «юридически существующими и действующими». При этом опять же не совсем понятны основания для подобной юридической реинкарнации, если учитывать общее правило, что каждое последующее соглашение автоматически отменяет все предыдущие в данной сфере. Тем не менее, невзирая на такие формально-процессуальные «мелочи» Виктор Янукович настаивает на том, что «межправительственное соглашение от 2001 года, ратифицированное парламентами,— это фундамент украинско-российских взаимоотношений в газовой сфере». Опять же позволим себе прибегнуть к столь любимому Киевом жанру ненаучной фантастики, и представим как если бы российские власти вдруг ни с того ни с сего признали действующей сталинскую Конституцию 1937 года со всеми вытекающими последствиями.

Глава Украины пояснил, чем конкретно киевские власти привлекают «фундаментальные» соглашения, заключенные при Кучме. Как говорится «а ларчик просто открывался» — межправительственный документ от 2001 года предполагает, что «мы ежегодно рассматриваем вопросы условий поставок газа и его транспортировки: объемы, цену на газ, стоимость транзита». То есть, называя вещи своими именами, позволяет ежегодно шантажировать Москву, предлагая пересмотреть ценовые правила игры в сторону понижения, угрожая «А не то отключим газ!» (то есть перекроем транзитный вентиль). По словам Януковича, «десять лет для таких контрактов — это нереально большой срок». А когда корреспондент «Ъ» напомнил, что «в Европе именно такая практика — долгосрочные контракты», президент Украины в стиле «заграница нам не указ» безапелляционно заявил: «А у нас межправительственные договоры предполагают другой срок».

Своим мнением по поводу перспектив готовящегося обращения украинских властей в международный арбитраж в интервью KM.RU прокомментировал эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов:

— Не секрет, что Виктор Янукович пришел к власти при поддержке определенных финансово-промышленных групп, основной бизнес которых сосредоточен в металлургии. Понятно, что стоимость газа для них является принципиально важным фактором производства. Вот почему президент Украины стоит на жестких ревизионистских позициях в газовой сфере. Притом что украинские потребители российского газа и так пользуются скидками, которые предоставляются даже не «Газпромом», а российским бюджетом.

В этой связи стоит напомнить, что мы сократили пошлину на поставляемый на Украину газ. То есть «Газпром» при этом в финансовом плане от этого не пострадал. Фактически мы субсидируем Украину за счет средств бюджета. Однако Киеву этого мало и он хочет дополнительной скидки на 30-40%, не имея для этого никаких оснований. Причем, Янукович поставил очень много на эту борьбу. Во-первых, ради этого он начал всю эту судебную историю с Тимошенко. В попытке торпедировать соглашение с «Газпромом», он сам придал ей ореол мученицы. Второй заход был связан с возможной ликвидацией «Нафтогаза» как одного из субъектов соглашений. Судя по всему, он тоже ничем хорошим не закончится. Тем не менее президент Украины пытается всячески информационно продавливать свою позицию. «Газпром» не может пойти навстречу и предоставить дополнительную скидку, потому что в таком случае аналогичных скидок потребуют и другие потребители.

Сейчас разрыв между стоимостью газопроводного газа и газа на спотовом рынке составляет порядка 60-70 долларов за баррель. И хотя стоимость спотового газа растет, колоссального разрыва между этими видами не существует. Таким образом аргументация, что в целом по рынку газ стоит дешевле со стороны Януковича не соответствует действительности. Так что «Газпром» имеет достаточно сильные позиции по этому вопросу. Тем более что у него сейчас появляется такой важный козырь, как строительство Северного потока. Очевидно, что Киев теперь будет иметь в виду перспективу переброски части энергопотоков по этому направлению. В результате чего он лишится такого важного инструмента давления на Россию как энергетический транзит. А альтернативы российскому газу у Украины нет. Тем более когда появится вторая ветка, тогда часть нынешнего украинского транзита можно будет пустить в обход соседей. А поскольку Лукашенко оказался более сговорчивым по «Белтрансгазу», часть потока можно перекинуть на Белоруссию.

Вообще, украинские власти занимаются передергиванием фактов. Украина за газ платит на уровне Германии, а с учетом харьковских соглашений получается даже дешевле. Просто Янукович считает так, как ему выгодно — без скидок и с транспортным «плечом». Попытки переписать договор со сменой правящей команды — это несерьезный подход. Если ты хочешь получить дополнительную скидку, тогда иди со своей стороны на встречные уступки. Россия предлагала Украине схему, связанную с введением интеграционного понижающего коэффициента. Как это произошло в случае с Белоруссией. Появление единой интегрированной ГТС способствовало бы повышению стабильности и безопасности поставок голубого топлива в Европу. Не говоря уже о том, что это способ привлечь деньги инвесторов на модернизацию украинской ГТС, которая может выйти из строя лет через 5, если все останется так, как есть. Однако Киев все это отвергает. Он требует односторонних уступок со стороны РФ.

Янукович ссылается на то, что Германия установила более высокий транзитный тариф. При этом как то умалчивается, что качество газопроводов там также лучше, а уровень потребления выше. Не говоря уже о том, что «Газпром» имеет доступ к определенным распределительным активам в Германии. Поэтому цена прокачки на Украине ниже по вполне объективным причинам. Россия не готова давать очередные преференции под эфемерные обещания, связанные с участием в политических проектах. При этом Украина не спешит выполнять ранее взятые обязательства. Ни в вопросе интеграции «Газпрома» и «Нафтогаза», ни в вопросе участия в Таможенном союзе. Это стратегия Кучмы — наобещать все и всем, а потом видно будет.

Что касается европейских властей, то я не думаю, что они встанут на сторону Украины в этом вопросе. Судебная история с Тимошенко очень серьезно ослабила позиции Януковича в Европе. В сложившейся ситуации вставать на сторону главы Украины это фактически означает подписывать ей приговор. На что Запад по политической причине не готов. Второй момент заключается в том, что есть юридическое соглашение, которое имеет силу. А вопрос получения или неполучения главой прежнего украинского правительства разрешения на ведение переговоров это уже вопрос пятый-двадцатый. Если допустить появление такого прецедента, то можно будет при нарушении формальных принципов оспаривать любые долгосрочные соглашения. Это означало бы открыть ящик Пандоры. Вот почему ЕС вряд ли согласится лить воду на мельницу Украины. Тогда проблемы с транзитом будут возникать регулярно. В условиях экономического и политического кризиса вряд ли такие действия найдут понимание среди электората.