Палестина хочет в ООН

Израиль не отрицает возможности признания независимого палестинского государства. Об этом, по утверждению радиостанции «Галей-ЦАХАЛ», заявил 31 августа высокопоставленный чиновник в Иерусалиме. Однако затем официальные источники опровергли эту информацию. По их утверждениям, упомянутый чиновник заявил лишь, что «Израиль готовится к любому возможному варианту развития событий после односторонней декларации палестинцами своей независимости. Речь не шла непосредственно о признании палестинского государства». В свою очередь, «Галей-ЦАХАЛ» утверждает, что чиновник подчеркнул наличие определенных преимуществ в ситуации, когда Израилю нужно будет противостоять официальному государству.

Подобное развитие событий в настоящее время весьма симптоматично, поскольку оно наиболее ярко отражает тот накал борьбы, который происходит между израильтянами и палестинцами. Это заявление, кстати, было сделано после того, как четыре тайные встречи лидера Палестинской автономии Махмуда Аббаса с президентом Израиля Шимоном Пересом закончились полным провалом. После чего палестинцы окончательно решили: только ООН может сделать их независимыми.

Как известно, в конце сентября открывается 66-я Генеральная ассамблея ООН, на которой Аббас и собирается обратиться к этой организации с просьбой о признании независимости палестинского государства. Задача максимум – стать полноправным членом ООН. Пока точной даты подачи заявления нет, однако не позднее 20 сентября, когда собирается Генассамблея, оно будет внесено. Генсек ООН Пан Ги Мун сообщил представителям ПА, что они имеют право подать ходатайство, когда захотят.

За этим разворачивающимся дипломатическим раундом борьбы внимательно следят государства мира, большинство которых на стороне палестинцев. «Все африканские страны будут голосовать за присоединение государства Палестины к ООН на заседании Генеральной Ассамблеи этой организации в Нью-Йорке 20 сентября», – заявил глава МИД ПА Риад аль-Малки в эфире радиостанции «Голос Палестины». Аль-Малки, который только что посетил семь стран Африки, в том числе Габон, являющийся членом Совета Безопасности ООН, отметил, что председатель комиссии Африканского союза (АС) Жан Пинг обещал ему единую позицию со стороны африканских стран в отношении планов вхождения в ООН. «Комиссия Африканского союза и все африканские государства выступят в поддержку стремления Палестины получить признание и полноправное членство в ООН в сентябре, вопреки давлению со стороны США и Израиля», – сказал аль-Малки.

До визита по странам Африки министр иностранных дел ПА посетил в августе несколько стран Центральной Америки и Карибского бассейна. Он отметил, что признание на днях Сальвадором и Гондурасом Палестинского государства может подтолкнуть остальные страны региона к принятию такого решения. «Я уверен, что признание Палестины (странами мира) будет продолжаться, также уверен, что до 20 сентября число государств мира, признающих суверенитет Палестины, превысит 130», – подчеркнул глава МИД ПА. По палестинским данным, 124 государства уже признали суверенитет Палестины.

В субботу глава ПА и верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон обсудили в Рамаллахе, на Западном берегу реки Иордан палестинские планы по обращению в сентябре в ООН. Как сказал после встречи главный палестинский переговорщик, член исполкома Организации освобождения Палестины (ООП) Саиб Орейкат, Эштон пояснила, что ЕС не возражает против палестинских планов обратиться в Организацию Объединенных Наций, но единая позиция стран ЕС будет зависеть от того, что будет включать палестинская заявка.

Вполне естественно, что прямо противоположную позицию занимают США. Только что Вашингтон официально проинформировал руководство ПА, что будет использовать право «вето», чтобы заблокировать попытку Палестинской автономии войти в число членов ООН и получить признание в границах 1967 года. По данным лондонского арабоязычного издания «Аль-Кудс Аль-Араби», эта позиция США была озвучена во время встречи Саиба Орейката с американским генконсулом в Иерусалиме Даниэлем Рубинштейном, на которой Орейкат призвал Вашингтон, а также ЕС поддержать палестинские планы.

Рубинштейн в ответ заявил Орейкату, что США «не видят выгоды от этого палестинского шага, и предпочитают достижение мирного соглашения путем прямых переговоров с Израилем». Генконсул пригрозил, что Конгресс США примет «карательные» меры против Палестинской автономии, в том числе сократит помощь. Вместе с ЕС, Японией и некоторыми арабскими странами, США являются одним из главных доноров Палестинской администрации. Орейкат в ответ возложил ответственность за провал переговоров на Израиль и призвал консула США принять эту позицию.

Если же Вашингтон останется непреклонным, палестинцы сосредоточатся на запасном варианте или задаче минимум. Они попросят для начала сменить статус «страны-наблюдателя» на статус «государства, не являющегося членом ООН», согласно резолюции N 181 от 1947 года. При этом будет подана заявка на полноправное членство в ООН. А подобная заявка не требует одобрения в Совбезе. Что означает лишь одно: США не смогут наложить свое вето. С другой стороны, данные шаги со стороны палестинцев позволяют им присоединиться к ВОЗ, ЮНЕСКО И ЮНИСЕФ. А это, без сомнения, очередной, хоть и не окончательный, но очень решительный и весомый шаг на пути к полноценной независимости. И Вашингтон вряд ли сможет помешать этому дипломатическому маневру.

Что касается позиции Москвы, то глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что «для России вопрос о независимости Палестинского государства решен давно и однозначно». «Для России проблемы не существует, – сказал он. – Еще в 1989 году мы признали это государство, в Москве работает посольство Палестины».

Одновременно Москва готова оказать содействие в возобновлении палестино-израильских переговоров. Об это сообщили в МИД РФ по итогам встречи заместителя главы ведомства Михаила Богданова и заместителя гендиректора МИД Израиля Пинхаса Авиви. Стороны «обменялись мнениями по текущей ситуации на Ближнем Востоке и в Северной Африке, в частности, по положению дел в палестино-израильском урегулировании». Дипломаты также «подтвердили заинтересованность в дальнейшем расширении многовекторного сотрудничества между двумя странами, продолжении активного политического диалога по различным глобальным и региональным проблемам, представляющим взаимный интерес».