Череповецкие инициативы Путина не подорвут бюджет

Вчера, выступая на межрегиональной конференции «Единой России» в Череповце, Владимир Путин начал широко раздавать предвыборные обещания. Он запросто отвалил 9 млрд рублей на дошкольное образование и 2,5 млрд на финансирование высокотехнологичной медицинской помощи. Говорилось также о поддержке молодых врачей на селе (что потребует 11 млрд) и, естественно, об увеличении зарплат учителям.

Обычно такого рода гонки предвыборных обещаний чреваты ускорением темпов инфляции. Однако в нашем случае дело, думается, обойдется без серьезных негативных последствий. Во всяком случае, в краткосрочном плане.

Во-первых, гонка предвыборных обещаний – это все же далеко не главный метод ведения современных российских предвыборных кампаний. Значительно большую роль играют использование административного ресурса, недопущение оппозиции к выборам и монополизация телевизионного пространства. Если можно бить соперника «дубиной по голове», то зачем подкупать избирателя? Он и так никуда не денется. Проголосует, как миленький, за кого положено.

Во-вторых, мы знаем, что Путин при полном нежелании серьезно реформировать нашу экономику, давно сидящую на сырьевой игле, к вопросам финансовой стабильности всегда относился с должным вниманием. То ли министр финансов Алексей Кудрин на него в этом смысле регулярно давил, то ли сам Владимир Путин извлек достаточный урок из эпохи «лихих 90-х». Вряд ли есть основания считать, что сегодня премьер-министр откажется от своих сложившихся уже привычек. Тем более, он явно собирается править Россией еще лет 12 как минимум и, соответственно, не сможет решить возможную проблему финансовой дестабилизации, перевалив трудности на преемника.

В-третьих, любые предвыборные обещания при отсутствии реальной оппозиции, способной их сопоставить с фактическим масштабом будущего финансирования, это не более, чем сотрясение воздуха. Важны не заявления, сделанные где-то в Череповце, а реальное формирование бюджета. Здесь же традиционные методы Путина–Кудрина по-прежнему используются весьма эффективно. К примеру, в начале очередного финансового периода Минфин занижает прогноз нефтяных цен и, соответственно, прогноз бюджетных доходов. И это не дает лоббистам сильно раздуть расходы. В итоге, когда нефтедолларовые доходы государства оказываются выше запланированных, бюджет сводится без дефицита.
Впрочем, все это, подчеркнем еще раз, касается краткосрочных проблем российских финансов. В среднесрочном и долгосрочном плане у нас, к сожалению, проблем очень много, и это чревато весьма неприятными последствиями.

Вне зависимости от выборов российские власти вынуждены регулярно повышать реальные доходы населения, поскольку люди за время благоприятной экономической конъюнктуры уже привыкли к этому. На постоянной раздаче благ в значительной степени держится поддержка и самого Путина, и «Единой России». Снижение темпов раздач может пошатнуть социально-политическую стабильность. Не к нынешним выборам (их мы без сомнения проскочим с весьма предсказуемым результатом), но в дальнейшем, по мере нарастания экономических проблем.

Дело сегодня вообще не в выборах. В их легитимность верят лишь самые наивные люди. Значительная часть избирателей заранее уверена в фальсификациях в пользу «Единой России», но легко мирится с этим как раз потому, что именно «Единая Россия» ассоциируется с бесконечной раздачей благ и повышением реальных доходов. Если блага раздавать перестанут, нынешний политический режим может рухнуть вообще без всяких выборов. Он быстро станет никому не нужен. Включая элиты, среди которых искренних сторонников Путина гораздо меньше, чем среди широких масс обывателей.