Ирландский премьер бросил вызов Ватикану

обвинив его в «элитизме» и «нарциссизме»

Богобоязненные и благочинные ирландцы, считавшиеся наравне с поляками самыми ревностными католиками в Европе, начинают терять веру в моральный авторитет Святого престола. Какое ещё нужно подтверждение тому, что всё в мире меняется, даже Ирландия?

Невероятным по силе воздействия на умы и души сограждан стало выступление в ходе парламентских слушаний в июле премьер-министра Ирландии Энды Кенни, обвинившего Ватикан в создании препятствий для расследования случаев педофилии и сексуальных домогательств к малолетним со стороны католических священников. Таких публичных и бескомпромиссных демаршей в паре с требованием к священноначалию «держать ответ» в истории католицизма мало, раз-два и обчёлся.

Темой дебатов в Дойл Эрен (нижняя палата парламента) стал доклад о растлении детей в епархии Клойн с 1996 по 2009 год. Вскрывшиеся факты однозначно свидетельствуют о том, подвёл черту Энда Кенни, что «среди священников Ватикана доминируют разобщенность и аристократическое высокомерие». Премьер вынес свой приговор по итогам расследования: «Вместо того чтобы принять решительные меры по искоренению насилия, Святой престол старался защитить сан архиепископа, свою власть, авторитет и репутацию». Позиция церкви была прямо противоположна смирению и состраданию, коими она должна руководствоваться везде и всегда.

Не стесняясь в выражениях, Энда Кенни осудил Ватикан за то, что сегодня его фирменным стилем стали «нефункциональность, оторванность, элитизм и нарциссизм». Для простых служителей церкви, дальновидно оговорился премьер, видеть всё это должно быть невыносимо. «Но, к счастью для них, и для нас, – резюмировал Кенни, – здесь не Рим».

Ранее министр иностранных дел Эймон Гилмор встретился с папским нунцием в Ирландии Джузеппе Леанцей и представил факты и выводы 400-страничного отчета о недопустимых деяниях людей в рясах, которые попрали законы страны, защищающие несовершеннолетних. МИД предъявил требование Ватикану: дать официальный ответ на этот доклад.

Поначалу в дипломатическом ведомстве римского понтифика хранили молчание. Но после громоподобной инвективы главы ирландского кабинета отреагировали. Папский нунций был отозван для «внеочередной консультации» и мгновенно получил новое назначение – представлять Ватикан в… Чехии. Официальный представитель Ватикана Чиро Бенедеттини выразил «удивление и разочарование чрезмерной реакцией» Дублина.

Один из князей церкви выдвинул смелое предположение, что выпады Энды Кенни вызваны тем, что Ирландия – банкрот, живёт за счет вспомоществования Евросоюза и МВФ и потому нуждается в «копчёной селедке», чтобы переключить внимание общественности на более безопасные темы, пусть и скандального свойства.

Для понимания нынешнего раскола необходим экскурс в предысторию. Ещё в 2009 году обвинения в растлении малолетних были предъявлены 100 священникам из епархии Дублина, многие их них признались в содеянном. В марте 2010 года в пасторском послании Папа Римский Бенедикт XVI принес извинения за опозоренных ирландских служителей, совершивших в отношении римско-католической церкви акт «предательства». Понтифик также объявил, что педофилы должны ответить за свои деяния «перед Богом всемогущим и перед соответствующим земным судом».

На новый виток эта стыдная история вышла в январе 2011 года. Местные журналисты обнаружили письмо ныне покойного архиепископа Лучано Стореро, спецпредставителя Папы Иоанна Павла II в Ирландской республике. В своём послании иерарх призывал ирландских священников отвергнуть предложение «в обязательном порядке информировать» правоохранительные органы о случаях педофилии в своих рядах.

Поводом для обращения архиепископа Стореро стали разработанные годом ранее правила «обязательного информирования» полиции о подозреваемых нарушителях. Авторами принципов были члены консультативного совета ирландских епископов. Когда письмо всплыло, Ватикан заявил, что призыв Стореро – выражение частного мнения, отражавшего подход к случаям сексуальных злоупотреблений не всей Церкви, а лишь ее отдельного подразделения – Конгрегации по делам духовенства, причём до 2001 года.

Тем не менее, письмо Стореро было преподано как весомая, а главное, как недостающая улика. Глава группы жертв домогательств со стороны священников в США Джоэль Кастекс так прокомментировал находку агентству Ассошиэйтед Пресс: «Сейчас у нас есть доказательства того, что Ватикан намеренно вмешался и приказал епископам не передавать священников-педофилов в руки правоохранительных органов».

Насколько аргументы стороны реально обоснованны, судить трудно. Очевидно другое: обрастающее подробностями скандальное поведение служителей римско-католической церкви спровоцировало глубокий духовный кризис в ирландском обществе. Формально, по Конституции, церковь отделена от государства, но в системе образования доминируют церковные школы, а заседания парламента начинаются с молитвы.

Власть священников над образом мысли и поведения ирландцев всегда была велика, но с годами стала восприниматься как негативный фактор, и находящийся на подъёме секуляристский дух является следствием этого чрезмерного вторжения церкви в частную жизнь. Пожалуй, ещё лет 20 назад никто бы не смог представить себе в самом мрачном кошмаре, чтобы ирландская газета вышла с фотографией Папы Римского в полном парадном облачении с налепленной поверх надписью «Персона нон грата». Или чтобы вслух раздавались призывы выслать папского нунция, а то и вовсе разорвать формальные отношения со Святым престолом.

Премьер Кенни, по мнению его однофамилицы Мэри Кенни (автора книги «Прощай, католическая Ирландия»), «стал показательным примером политического лидера, выразившего общественные настроения: законы республики стоят выше церковных канонов». Не случайно министр юстиции предлагает одобрить законопроект о том, чтобы священники, узнав во время исповеди о грехе педофилии, были обязаны сообщить в инстанции. В противном случае служителя церкви, остающегося гражданином Ирландской республики, предлагается сажать в тюрьму на пять лет.

Задумайтесь: светские власти предлагают «изъятие» из тайны исповеди! Между тем один из предшественников Энды Кенни на посту «тишока» (гэльское слово, обозначающее вождя и лидера) как-то признался в том, что чувствует себя в первую очередь католиком и только во вторую – ирландцем. Когда-то, в пору ее молодости, вспоминает Мэри Кенни, «политики выстраивались в очередь, чтобы поцеловать перстень епископа».

Сегодня таких рьяных приверженцев веры немного. Но они есть, как например, отец Томас Дэли, священник из графства Лут, сравнивший в бюллетене своей общины Энду Кенни с главой нацистов: «Последним из европейских лидеров, который подвергал разъярённым нападкам Папу Римского, был безжалостный германский диктатор Адольф Гитлер». Столь оскорбительная историческая параллель лишний раз подчёркивает, какого высокого градуса достигла схизма внутри по-прежнему католической по духу страны, обращённой в христианскую веру подвижником Святым Патриком.