Сближение Белоруссии с Западом и перспективы эволюции режима

Белорусское правительство испытывает крайнюю нужду во внешних заимствованиях для стабилизации ситуации в экономике страны. Оно разыскивает их с тем большим усердием, сколь более проблемы экономические становятся социальными и даже социально-политическими. Александр Лукашенко отложил все дела — даже поездку на юбилейный самит СНГ в Душанбе, чтобы лично руководить стабилизацией белорусской финансовой системы.

Первоначально официальный Минск предполагал задействовать кредитные ресурсы Российской Федерации, либо подконтрольных ей международных структур. Однако условия, на которых российская сторона готова оказать кредитную поддержку белорусской экономике, не устраивают белорусское руководство, так как предполагают коренную перестройку белорусской экономической модели и приватизацию в пользу российского бизнеса наиболее прибыльных государственных субъектов хозяйствования. Принятие российских правил, с которыми увязывается получение вожделенных кредитов, грозит команде Александра Лукашенко последующей потерей контроля над процессами, происходящими в Республике и, в конечном итоге, приведет к утрате власти. Согласившись на российские условия, Лукашенко рискует превратиться из единоличного лидера в «свадебного генерала».

Исходя из этого, белорусская дипломатия получила указание в срочном порядке восстановить отношения со странами Запада. В качестве дипломатической затравки вновь прозвучали обещания «либерализации», которые уже успешно продавались на Запад под соусом «новой белорусской государственной политики» в 2008-2010 гг., что дает определенную надежду на повторную реализацию подобного сценария в настоящее время. Однако, несмотря на схожесть ситуации, в расстановке сил в 2008 и 2011 существуют определенные отличия. В то время белорусская экономика развивалась относительно стабильно, и в качестве просящей и уговаривающей стороны выступал Запад. Не допустить признания Беларусью государственного суверенитета Южной Осетии и Абхазии было на тот момент гораздо важнее неприятия западными элитами «недемократичных» управленческих методов Лукашенко. В 2008-2010 гг. западные политики зачастили в Беларусь, страна была принята в программу «Восточное партнерство», белорусам сулили миллиардные европейские кредиты. На Западе всерьез обсуждался вопрос о «политической амнистии» Лукашенко и принятии белорусского лидера в ряды европейского политического истеблишмента. В качестве адвокатов белорусского режима успели засветиться такие влиятельные особы, как Сильвио Берлускони, Радослав Сикорски, Гидо Вестервелле. И лишь жесткое подавление белорусскими властями акции протеста оппозиции против итогов президентских выборов вечером 19 декабря 2010 года и последующие репрессии в отношении организаторов и участников протеста на некоторое время приостановили набравший серьезные обороты диалог.

В настоящее время ситуация принципиально иная: в сложном положении уже белорусская власть, для спасения национальной экономики нужны кредиты. Поэтому шаги навстречу западному миру делает теперь Александр Лукашенко: освобождены 13 «политтических заключенных», государственное назначение на должность помощника президента получила «архитектор» политики прошлого диалога с Западом Наталья Петкевич, попавшая в опалу после последних президентских выборов, предложен вариант проведения «круглого стола» с участием представителей белорусской оппозиции и международного сообщества, выписана «дипломатическая пощечина» России в виде отказа белорусского лидера от посещения юбилейного саммита глав государств СНГ.

Белорусская власть вновь предлагает Западу диалог, на кону — «пропуск» в белорусский парламент «проевропейских» оппозиционных политиков по итогам грядущих выборов 2012 года. После анализа белорусских политических событий последнего времени напрашивается вывод, что Запад «проглотил наживку», принял предложенные правила игры и размеры ставок: негласно подконтрольные польскому МИДу движения «За свободу» Александра Милинкевича и «Говори правду» Владимира Некляева заявили о желании преобразоваться в политические партии для участия в выборах 2012 года, о начале подготовки к избирательной кампании заявил и зампред партии БНФ Григорий Костусев. Из риторики оппозиции фактически исчезла тематика освобождения находящихся в местах лишения свободы экс-кандидатов на пост президента РБ Андрея Санникова, Дмитрия Усса, Николая Статкевича. Это означает, что либо их судьба не интересует бывших соратников, либо она будет решаться на более высоком уровне. Правильность второй мысли подтвердил руководитель МИД Болгарии Младенов, заявивший, что Лукашенко обещал ему «освободить» всех политзаключенных к середине октября 2011 года.

Тем не менее сложно понять как стороны собираются реализовать намечающиеся договоренности, ведь недавний эксперимент по «игре в демократию» весьма неудачно закончился как для самого Лукашенко, так и для его политических оппонентов. Очевидно, что сохранение действующей системы управления и внедрение западных демократических норм практически невозможны, данные факторы являются взаимоисключающими. Выскажу предположение, что даже «подконтрольная оппозиция» в белорусском парламенте может привести к разбалансировке белорусской государственной модели, так как внесет явный диссонанс в работу «вечно стабильного» государственного аппарата. Уверен, что данное понимание есть и в команде действующего президента.

В то же время и Запад вряд ли предоставит необходимые белорусам деньги в обмен на декларации, обещания и широкие дипломатические жесты.

Сложившаяся ситуация требует анализа, системного взвешеного подхода и ответственных управленческих решений. Республика Беларусь должна пройти эволюционный путь от авторитарной государственной модели, которой противостоит имеющая внешнее управление политическая оппозиция, к подлинно демократическому государству с многопартийной системой и развитым гражданским обществом, рознящимся в методах и подходах, однако единым в базовых ценностях, направленных на всестороннее развитие страны.

Очевидно, что диалог власти, политических сил, гражданского общества давно назрел в Беларуси, и в настоящее время просто необходим. Авторитарная, завязанная на личность одного лидера, действующая модель управления имеет очевидные минусы и не является оптимальной моделью государственного развития Республики Беларусь. В тоже время допустить скатывание страны в хаос демократической шизофрении образца РФ начала 90-х годов 20-го белорусская интеллектуальная, гражданская, управленческая элита просто не вправе.

Эволюционный путь является для Беларуси оптимальным, так как не предполагает коренную ломку существующего строя и системы общественно- политических отношений, а, наоборот, дает возможность исчерпавшей себя политической элите перодиться за счет новых импульсов, кадров и подходов к управлению страной.

Для дальнейшего развития Республики Беларусь жизненно важно, чтобы сегодняшние устремления власти к диалогу с инакомыслящими оказались не пустой декларацией, а явились следствием взвешенного государственного решения и приобрели реальное воплощение.