Россия созрела, чтобы ее президентом был шут гороховый

В полку желающих стать президентом России – то есть готовых выдвигаться на президентских выборах уже в следующем, 2012 году – прибыло. О своих намерениях баллотироваться заявил известный актер, шоумен и временно запрещенный в служении священник Русской Православной церкви Иван Охлобыстин. Появление в привычной колоде политических карт новой и, возможно, даже независимой фигуры стало в понедельник новостью дня. При этом, по-прежнему, мало кто из экспертов понимает, чего на самом деле хочет достаточно известный и весьма эпатажный медийный персонаж, заявляя о своем вступлении в политику.

«Это правда, это абсолютно серьезно», — заверил журналистов Иван Охлобыстин на пресс-конференции в «Интерфаксе». В качестве избирательной программы Охлобыстин представит философско-идеологический концепт. По его словам, такого концепта не хватает, «чтобы мы могли стать нацией». «Я бы не решился вступить в эту сложную, некрасивую большей частью игру без сформированной позиции», — сказал актер, недавно завоевавший всероссийскую известность как доктор Быков из сериала «Интерны».

Таким образом, баллотируясь в президенты, Охлобыстин предполагает – если ему верить – объединить в себе роли лидера нации и идеолога (в настоящее же время, да и все последние десятилетия со времен Сталина, эти функции разделены между разными членами элиты). Заявка, по нынешним временам, космического масштаба. Если учесть, что это заявление Охлобыстина прозвучало на пике мощной пиар-кампании в поддержку самого актера и его шоу «Доктрина 77» — сам собой возникает вопрос: не выдвинут ли он какой-либо пока скрытой, но мощной силой, желающей сломать привычный расклад российской политики? Учитывая государственническую и православную направленность идеологии Охлобыстина – такие силы в России могли бы найтись, начиная с той же Московской патриархии…

— Нет, я не думаю, что Иван выполняет хитрые поручения Путина или кого-то еще с целью повышения явки, — рассуждает вице-президент Института национальной стратегии Виктор Милитарев. – Скорее, это талантливый пиар-ход в поддержку его «Доктрины 77». Как утверждает эксперт, Иван Охлобыстин, хотя и числится по-прежнему священником Русской Православной церкви, вряд ли мог быть выдвинут на такую «спецоперацию» кем-то из верхушки Московской патриархии.

«Отец Иоанн вызывает у огромного количества людей в Патриархии чувство зубовного скрежета, — говорит Милитарев. – Патриарх его в свое время пожалел и запретил в служении лишь временно. Скажу прямо – он слишком «отморожен», чтобы его нормально принимали в церковной среде, мне и самому иногда трудно его переносить, хотя я, в отличие от иерархов, более терпим к грубости и эпатажу». По мнению эксперта, основная цель заявления Охлобыстина – «человек зарабатывает бабло, причем ударными темпами».

Другие комментаторы, соглашаясь с тем, что баллотировка в президенты – это личный проект Охлобыстина, предполагают более возвышенные мотивы «спецоперации». Так, глава Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов говорит, что своим эпатажным заявлением о. Иоанн привлек общественное внимание к тем ценностям, о которых собирается говорить со сцены. «Он собирается поговорить о вере, о единстве славянских народов, о крепкой семье, об армии. То есть это классическая православно-имперская повестка дня», — констатирует Фролов.

Охлобыстин прекрасный пиарщик и понимает: просто так о серьезных ценностях говорить не получается, нужно вначале ошарашить публику, полагает эксперт.

Отметим, что более или менее официальную позицию патриархии выразил в понедельник протоиерей Всеволод Чаплин, который пояснил, что для выдвижения рукоположенного священника в президенты существуют весомые канонические препятствия. Недавним определением Синода было четко установлено, что только в моменты крайней необходимости и по особому благословению священноначалия священники РПЦ могут быть избранными в органы власти – здесь такого случая не наблюдается.

«Запрещенный в служении, Иван Охлобыстин не стал мирянином, — поясняет Кирилл Фролов. – А только такой вариант – мирянин, разделяющий ценности Церкви – и приемлем для нее. Зато запрещенных священников, по недавнему определению Святейшего, можно и нужно привлекать к православной миссии».

Среди политологов также пока преобладает версия, что заявление о баллотировке Охлобыстина — не более, чем личный пиар-проект актера, подобный его же 10-летней давности выдвижению в депутаты Мосгордумы. «Собрать два миллиона подписей будет невозможно. Хоть у Охлобыстина и есть группа поддержки», — заявляет политолог Владимир Прибыловский. В то, что выдвижением Охлобыстина на президентские выборы занимается кто-то из патриархии, Прибыловский верить отказывается.

— Что ж, Россия вполне созрела для того, чтобы ее президентом был шут гороховый, — горько комментирует писатель, публицист и священник Русской православной автономной церкви (РПАЦ) Виктор Ардов. – Иван Охлобыстин – персонаж совершенно безобразный; но я ему зла не желаю, в том, что он оказался не на своем месте в сане священника, вина не его, а того дурака-епископа, который его рукоположил. Актерская профессия – это шутовство, к тому же это по своей эмоциональной природе профессия женская – нет на сцене нормальных мужчин.

Что же до политического ресурса РПЦ, то он достанется традиционной партии власти, уверен Ардов. «У функционеров РПЦ достаточно тесные связи со спецслужбами, чтобы они избегали ставок на альтернативные проекты. Проще говоря, они были и остаются, в большой своей части, КГБ-шниками, и понятно – за кого они будут голосовать», — уверен представитель альтернативной церкви.

Судя по тому, что представители самых разных экспертных лагерей отрицают возможность существования «проекта Охлобыстин», которого продвигал бы кто-то из мощных игроков российской политики, остается предполагать, что выдвижение актера – его собственный, личный проект.

Хотя, возможно, не совсем личный: как вспоминает Виктор Милитарев, Охлобыстин некоторое время назад предлагал ряду политологов и публицистов сотрудничать под брендом «Доктрина 77». «Я еще тогда обратил внимание, что «Доктрина 77» делается с особым прицелом на правую часть нашей молодежи, — говорит Милитарев, — и действительно, вскоре пошел слух, что на самом деле вместо «77» подразумевается «88» (Heil Hitler в сокращении радистов, популярное сочетание цифр у неонацистов – прим. «СП»)».

Перед нами, таким образом, явление не российское, а, скорее, американское: правый шоумен-проповедник, претендующий на место в политической элите (или изображающий такие притязания ради пиара). Как само явление поп-проповедника, так и политические амбиции таких персонажей – привычное для США дело. Один из самых популярных политизированных проповедников в нынешней Америке — Джим Голден — баллотировался в Конгресс, как это до него делали многие другие. Правда, фигура эстрадного проповедника – недостаточно «основательна» для американского избирателя, чтобы подобные персонажи регулярно выигрывали выборы. Куда чаще такие люди добиваются успеха в бизнесе – например, таков Гарольд Кэмпинг, предсказывавший конец света в мае нынешнего года. Он владелец крупного медиахолдинга семейной направленности.

Самым же известным и добившимся наибольшего политического успеха проповедником можно считать известного борца за права чернокожих американцев Мартина Лютера Кинга. Его деятельность, чем-то напоминавшая путь Махатмы Ганди, завершилась трагически – автор знаменитой речи-проповеди I have a Dream, ставшей гимном американских левых на многие годы, погиб в результате покушения 4 апреля 1968 года в Мемфисе (отчасти его смерть запустила активную фазу студенческих и расовых волнений в США).

Возможно, именно такой славы хочет себе Иван Охлобыстин, который, как согласно повторяют его многочисленные знакомые, «к 45 годам успел попробовать абсолютно всё, теперь вот и политику». Но куда вернее, что даже в случае удачного выдвижения актеру предстоит сыграть роль яркого аттракциона на президентских выборах – как играли эту роль Владимир Брынцалов, Герман Стерлигов и некоторые другие в разных выборных кампаниях допутинского времени.

Чтобы иметь реальные шансы на выборах – даже идеально честных – в России, пожалуй, нужна несколько другая харизма. Например, такая, какой обладал актер другого жанра – Михаил Евдокимов, сумевший в свое время триумфально избраться на пост губернатора родного Алтайского края. Что, как известно, также не принесло ему счастья и долголетия.