«Атлантическому единству» пришел конец

Осознание этого факта европейскими элитами неминуемо приведет к серьезнейшим геополитическим изменениям

В пятницу статистические органы США выдали новую порцию информации, которая оказалась не самой позитивной. Так, число рабочих мест в несельскохозяйственном секторе экономики в августе вообще не выросло, против прогноза в +75 000, средняя продолжительность рабочей недели составила в августе 34,2 часа против прогноза 34,3, а уровень безработицы в августе составил 9,1%, в соответствии с прогнозом. При этом еще нужно учесть, что эти 9% с небольшим – это «самые-самые» безработные, а если учесть тех, кто занят частично или неполную рабочую неделю, но хотел бы работать по-настоящему, то будет существенно больше, где-то 18%. А если еще учесть тех, кого вообще выкидывают из рабочей силы…

В общем, данные, прямо скажем, не ахти, но, с другой стороны, особой катастрофы в них нет: в конце концов, еще даже лето не закончилось. Тем не менее, рынки в пятницу ощутимо опустились: в США – на 2-2,5%, в Европе – еще сильнее. И такая реакция показала, что держать ситуацию сегодня можно только на реально положительных новостях. Непонятно только, откуда их взять. Собственно, если не считать роста экономики (которому уж точно взяться неоткуда), таковым позитивом может стать только приток ликвидности, но и тут вопросы, откуда он может взяться.

Как следует из ранее проведенного анализа, начинать новую эмиссионную программу QE3 (она же «ку-ку-ку») денежные власти США, скорее всего, станут только к концу весны следующего года, чтобы короткий позитивный эффект от этого события пришелся точно на выборы. А значит, деньги нужны откуда-то еще. Ну, частично – из России (судя по колоссальному оттоку капитала, работа уже началась), Бразилии, Индии… Но, главное, конечно, из Европы.

Отметим, что долговой кризис Евросоюза снова обострился. Долговые бумаги Греции уже торгуются на вторичном рынке с доходностью 40-60% (что есть синоним дефолта), Меркель не уверена, что сможет получить санкции Бундестага на ведение переговоров по общеевропейским долговым и налоговым программам (немцы резонно предполагают, что платить за всех будут они), 21-го числа станет известно, что до нового года QE3, скорее всего, не состоится… Уже всего этого достаточно, чтобы началась паника, но США подбавили масла в огонь.

Федеральное агентство по финансированию жилья США подало иск против 17 крупнейших кредитных организаций по делу о неправомерной выдаче субстандартных займов на сумму около $200 млрд, передает Reuters. В списке основных проверяемых организаций были агентства ипотечного кредитования Fannie Mae и Freddie Mac, в 2008 г. фактически национализированные государством. Котировки ценных бумаг этих компаний, еще не оправившихся после кризиса, начали заметно проседать на торгах. Сверх этого, потери усугублялись судебными издержками.

Вместе с названными агентствами в иске фигурируют Bank of America, Countrywide и Merrill Lynch, Barclays, Citigroup, Goldman Sachs, J.P.Morgan Chase, Royal Bank of Scotland и другие организации, которые искажали результаты проверки ипотечных облигаций, а затем избавлялись от «токсичных активов» с гарантированными обязательствами для проведения секьюритизации ценных бумаг с хорошим рейтингом. По оценкам экспертов, без такой махинации ценные ипотечные облигации не смогли бы продаваться на рынке, т. к. по критерию обеспеченности гарантий не удовлетворяли никаким требованиям инвесторов.

Судебные иски к крупнейшим на американском рынке банкам выглядят следующим образом: Bank of America – на сумму более $57 млрд, J.P.Morgan – $33 млрд; на меньшие суммы – Royal Bank of Scotland (за который, кстати, после 2008 года отвечает британское правительство) и остальные. Не исключено, что некоторым из этих банков придется плохо (BoA в первую очередь), но и европейскому крупняку тоже будет не ахти как.

Да, конечно, разбирательство будет долгим и муторным, но у кого-нибудь есть сомнения, кто в результате проиграет, а кто выиграет (c учетом того, что случилось с этими самыми «обеспеченными» ипотекой ценными бумагами)? При этом вкладчики и клиенты прекрасно понимают, что те, кто убегут первыми, получат больше, чем те, кто будет стоять со своими банками до конца. И что американским банкам ФРС может и помочь, а вот европейским, особенно после скандалов последних недель с проверкой Конгресса о том, кому и почему давались колоссальные деньги в 2008 году, почти наверняка не повезет. А ЕЦБ уже по уши увяз в своих эмиссионных программах по выкупу гособлигаций ряда стран Евросоюза, и за банки, да еще в таком масштабе, не заступится. Не говоря уже о том, что Британия и Швейцария находятся не в зоне евро.

В общем, я совершенно не исключаю, что в таких условиях шум в Европе может начаться и пораньше, чем в конце месяца. А результат этого шума может быть только один: капиталы побегут туда, где сегодня надежнее всего, т. е. в США. Т. е. задача, которую, скорее всего, поставили перед собой денежные власти этой страны, будет достигнута.

Далее начинаются вопросы. Сколько денег прибежит в США, насколько хватит этой ликвидности для поддержания рынков, не придется ли еще как-то надавить на Европу, можно ли будет удержать ситуацию до конца весны? Вопросы, вопросы… Ответа на них пока нет, но в условиях кризиса нужно затыкать самые крупные дырки. Иными словами, проблемы будут решаться по мере поступления. Ничего тут не сделаешь: специфика ситуации.

Но, кстати, один очень важный вывод из всего этого следует уже сразу. Народы европейских стран, конечно, ничего не поймут, тем более что потоки любви к США со страниц и экранов СМД (средств массовой дезинформации) польются еще сильнее. Но вот для элит европейских стран все станет понятно: «атлантическому единству» пришел конец. Разумеется, часть их сделала на это «единство» полную ставку и отвернуть его не сможет ни при каких обстоятельствах. Но это все-таки не самая большая часть европейских элит. А вот все остальные начнут серьезно задумываться о том, как жить дальше, что неминуемо приведет к серьезнейшим изменениям на геополитическом уровне.