США не будут вести торг вокруг политических заключенных Беларуси

Глава американской дипмиссии — о санкциях, политических заключенных и других актуальных вопросах двусторонних отношений.

— Несколько недель назад шесть сенаторов призвали Министерство финансов США проголосовать против кредита МВФ для Беларуси. Сенаторы также попросили Министра финансов США Тимати Гайтнера призвать белорусские власти к проведению политических и экономических реформ. В противном случае — ввести дополнительные санкции против государственных предприятий. “Беларуськалий”, “Белтрансгаз” и белорусские нефтеперерабатывающие заводы упоминаются в списке среди других предприятий. Означает ли это, что точка зрения правительства некоторым образом отличается от позиции сенаторов? Можем ли мы ожидать введения новых санкций в отношении выше названных предприятий?

— Со времени основания нашего государства США основывались на разделении законодательной, исполнительной и судебной властей. Таким образом, я порекомендовал бы вам обратиться в Конгресс по поводу письма, на которое вы ссылаетесь. Однако следует отметить, что в Конгрессе существует разделяемая обеими партиями сильная поддержка демократии и прав человека. В связи с непрекращающимися репрессиями Конгресс солидарен с белорусским народом как никогда.

Что касается санкций, думаю, в первую очередь стоит посмотреть, по какой причине и ЕС, и США ввели их. Правительство Беларуси продолжает нарушать основные права человека и демократические принципы, а также злоупотребляет верховенством закона с целью преследования людей с иными взглядами, например, в настоящее время — политических заключенных. Их необходимо освободить немедленно и без каких-либо условий. Я также хочу сослаться на недавнее заявление пресс-секретаря Высокого представителя ЕС Эштон, которое призывает к немедленному и безусловному освобождению всех политических заключенных.

Наши недавние санкции, объявленные в апреле, не должны были стать сюрпризом для белорусских властей. Как я уже много раз говорил, наши экономические санкции связаны с ситуацией с правами человека и демократией. Это простое математическое уравнение: если ухудшается ситуация с правами человека, санкции ужесточаются, и наоборот. К сожалению, несмотря на то, что правительство Беларуси в публичном заявлении 1 декабря в Астане признало, что большее уважение демократии и прав человека является центральным вопросом в развитии страны и граждан, с тех пор ситуация значительно ухудшилась.

— Говоря о белорусском ответе на санкции США: ожидали ли Вы, что Беларусь приостановит совместную программу по замене высокообогащенного ядерного топлива? Расскажите подробнее про замороженную программу МВА при Белорусском государственном университете.

— Нас удивило решение белорусского правительства, так как замена высокообогащенного урана на низкообогащенный — в интересах Беларуси. Как сказал пресс-секретарь Государственного департамента Марк Тоунер, «мы надеемся, что Беларусь собирается осуществить свои намерения ликвидировать все хранящиеся запасы высокообогащенного урана. Это ответственное решение и вклад в глобальную безопасность». Тем не менее, предложение США оказать поддержку в ликвидации высокообогащенного урана в Беларуси остается в силе, так же как и все наши программы, которые помогают Беларуси приблизится к международным и европейским стандартам.

Например, программа бизнес-администрирования (МВА), была результатом совместных усилий правительств Америки, Латвии и Беларуси. Она должна была стать первой международно аккредитованной программой МВА на английском языке в Беларуси. Правительство США выделило 4 миллиона долларов на создание студенческой среды международного класса с беспрепятственным доступом к информации, современным зданием и американскими и международными преподавателями. Это учреждение подготовило бы белорусских специалистов бизнес-сферы для работы в соответствии с самыми высокими международными стандартами и таким образом способствовало бы увеличению конкурентоспособности и благосостояния белорусов.

— 29 августа Исполнительное бюро МВФ обсуждало заявку белорусского правительства на получение кредита. Какой была позиция представителя США в МВФ?

Майкл Скэнлон: Я не могу ответить ни «да», ни «нет», так как этот вопрос не входит непосредственно в сферу моей компетенции. Однако могу сказать, что для получения кредита МВФ страна, подающая заявку, в первую очередь должна выполнить экономические условия, чтобы помощь использовалась для системного улучшения экономики, а не просто для поддержания неэффективной системы. От белорусского правительства зависит, сможет ли оно выполнить эти условия и убедит ли в этом МВФ.

В более широком контексте, мы считаем, что экономическое благосостояние и демократия неразрывно связаны. Поэтому настоящее устойчивое благосостояние не может быть обеспечено без верховенства закона, независимой судебной системы, прозрачных решений правительства и сильного частного сектора. Ничто из выше перечисленного не будет работать без свободы выражения и свободного потока информации.

— Насколько плодотворным является сотрудничество с ЕС (и другими на международной арене) в отношении Беларуси? Был ли визит Обамы в Варшаву важным примером такого сотрудничества?

— Соединенные Штаты и Европейский союз желают видеть Беларусь демократическим, процветающим и суверенным государством, где уважаются права человека. Наши многочисленные совместные заявления, сделанные после 19 декабря, служат доказательством этого. Визит президента Обамы в Польшу в мае 2011 года был еще одним свидетельством нашей совместной позиции по Беларуси, как в рамках двусторонних отношений со странами ЕС, так и с Европейским союзом в целом.

Международный опыт показывает, что между процветанием и демократией существует неразрывная связь: одного не может быть без другого на устойчивой основе. Поэтому немедленное и безусловное освобождение всех политических заключенных было бы первым шагом Беларуси в этом направлении. Но позвольте мне прояснить одну вещь: мы не будем участвовать в торге вокруг политических заключенных.

— Недавно белорусское правительство выступило с предложением внести изменения в законодательство, регулирующее массовые собрания и действия. Закон должен предусматривать большую ответственность для организаторов. Он также придает “бездействию по предварительному согласию” статус определенного действия. Будут ли США настаивать на международных площадках на отмене закона и на выполнении взятых на себя обязательств в этой сфере? Насколько интересным Вам представляется такое явление, как “молчаливые акции протеста”?

— Я думаю, политика и действия США в международных организациях, таких как ОБСЕ, довольно ясно показали важность, которую мы придаем уважению прав человека и демократии в Беларуси.

Будем откровенны: предложение принять закон, который будет наказывать людей “за бездействие” абсурдно. Право на мирное собрание — главный атрибут демократического общества. В США, например, демонстранты регулярно собираются вокруг Белого дома. Что касается молчаливых протестов, меня поразило, как много сил и средств приложили власти во время экономического кризиса, чтобы задержать и арестовать людей, которые просто молча стояли или хлопали в ладоши. Почему власти пошли на такие меры? Они боятся своего народа?