Украина имеет все шансы выиграть судебный иск против РФ

Украина имеет все шансы выиграть судебный иск против России в Стокгольмском арбитражном суде относительно пересмотра условий газовых контрактов 2009 года, но должна четко и грамотно аргументировать собственную позицию. Такое мнение высказал эксперт, член Наблюдательного совета Института энергетических исследований Юрий Корольчук.

— Господин Юрий, почему, по Вашему мнению, Украина до сих пор не подала в суд, а вместо этого уже почти полтора года пытается договориться с «Газпромом»?

— Ситуация с затягиванием переговорного процесса по газу выгодна для России. Украина все это время добросовестно выполняла не выгодный для нее договор, в полном объеме рассчитывалась за газ, все время напоминая российским партнерам о его завышенной цене. Россия в свою очередь пытается расстроить Украину предложениями наподобие объединения «Нефтегаза» и «Газпрома», чтобы затем уже Украину обвинить в срыве переговорного процесса. Это дело информационной войны, в которой россияне уже успели получить незаурядный опыт. Они уже готовы заявлять на весь мир, как «мучаются» с Украиной — и переговоры ведут, и Харьковские соглашения подписали, и скидку дали, и даже выход из затруднительного положения предложили, а тех украинцев все это не устраивает. Россияне в принципе сейчас никакого закона не нарушают, но, по моим данным, информационная война все же готовится, и уже в течение нескольких месяцев.

— Есть ли у Украины шанс выиграть судебный иск против России в Стокгольмском арбитражном суде?

— Бесспорно, такая возможность имеется и ее следует использовать. Надо было давно подавать в суд, чтобы изменить формулу цены. Даже чиновники из «Газпрома» замечают, что она уже морально устарела. Доказать свою правоту в арбитражном суде нам в принципе под силу. Никто же не отрицает тот факт, что существенно изменились условия на мировом рынке нефти и нефтепродуктов, что собственно мазут и газойль в Европе уже не используются как топливо замещения. В конечном счете, можно добавить, что у нас уголь как ресурс используется больше. Можно и надо доказывать эти факты. Вопрос в том, сколько на это потребуется времени. Пока проблема будет урегулирована, Украине придется ежемесячно рассчитываться с «Газпромом» по договору, который ее не устраивает.

— Какова, по Вашему мнению, цель идеи относительно объединения «Газпрома» с «Нефтегазом» или с другой структурой, которая появится после реструктуризации украинской компании?

— Дело в том, что россияне захотят получить контроль даже не над самой «трубой», а больше над подземными хранилищами газа. Кроме того, Россия уже неоднократно озвучивала как вариант сотрудничества с Украиной именно «белорусский формат» — т.е., во всяком случае 50% газотранспортной системы должны принадлежать «Газпрому» или его дочерней компании. Я считаю, что это их главная цель. Даже вариант с привлечением европейской компании как третьей стороны, когда бы Газпрому принадлежало не более 30% ГТС, Россию не устраивает. Она хочет брать и контролировать все.

— Какими могут быть для Украины гипотетические последствия объединения «Нефтегаза» с «Газпромом»?

— Мы однозначно потеряем как минимум 50% прибыли от транзита. Выиграть мы можем то, что на определенное время, года на три, цена газа может быть несколько уменьшена. Но опыт той же Беларуси показал, что в течение последних пяти лет пока «Газпром» выкупал акции «Белтрансгаза» он также постепенно увеличивал цену на газ для Беларуси. И нас такое ждет. Это плохой вариант, который следует обходить стороной.