Необходимо ли Беларуси подключаться к ЕвроПРО?

Прежде чем ответить на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, необходимо вникнуть в суть проблемы, касающейся затягивания переговоров между США, НАТО и Россией по созданию в Европе системы противоракетной обороны (ПРО).

Как ни странно, но эта тематика выгодна и США, и НАТО, и, как ни странно, России. Разберем по пунктам данное утверждение.

США

В принципе, именно США является инициатором, заказчиком и исполнителем создаваемой полноценной стратегической ПРО вдоль европейских границ России. Цель данной системы вполне очевидна – держать российский стратегический ядерный потенциал, дислоцируемый в европейской части страны, под прицелом своих ракет-перехватчиков. Вполне вероятно, что на американских базах ПРО в Европе могут быть размещены и стратегические крылатые ракеты «Томагавк».

Для скрытия всех этих замыслов, явно лежащих на поверхности, а также для того, чтобы успокоить российских политиков и военных стратегов, была и задумана игра в «ЕвроПРО». Особенностью данного проекта является его исключительно политическая окраска. По сути, он не имеет никакого военно-стратегического значения ни для одной из сторон, включенных в данный процесс. Действительно, не от иранских же ракет будут защищать европейские страны американские ракеты-перехватчики SM-3, дислоцируемые в Польше. И информацию об иранских баллистических ракетах американцы могут получить полностью из своих источников, не обращаясь к помощи России.

А вот убедить непонятливых русских, что ЕвроПРО не представляет угрозы для российского ядерного потенциала – это вполне выполнимая задача. Для этого и проводятся все эти театрализованные представления в виде саммитов и двухсторонних переговоров на разных уровнях. И надо сказать, многие этому верят.

НАТО

Европейские страны Альянса, по сути, являются просто статистами. Не их это игра. Но определенную выгоду для себя они стремятся получить.

На самом деле, пусть Россия и США разбираются между собой, играют мускулами и обвиняют в милитаризации друг друга, а параллельно Европа действительно получает противоракетный «зонтик» над территорией своих стран. Тем более все затраты на создание ЕвроПРО будут оплачиваться с американского континента. Естественно, не от иранских ракет они собираются защищаться. В то же время, дразнить Россию европейцы не очень то и хотят. Только давление американских политиков заставляет Европу держаться за программу ЕвроПРО.

Россия

Так же как и для США, для России ЕвроПРО является чисто политическим проектом, не имеющим под собой никаких военных подоплек. Создание под боком у себя еще одной американской системы ПРО не могло остаться для России не замеченным, и она должна была отреагировать. Просто создать свой вариант системы ПРО (единую систему ВКО) и разместить в ряде регионов ракетные комплексы «Искандер» не осуществилось бы по ряду причин. И самая главная из них – это то, что западные СМИ уже довольно давно и настойчиво создают из России этакого «кровожадного монстра», готового «съесть» половину европейских стран, закусив при этом Грузией. Конечно, напрямую обвинения не звучат, но любой российский шаг по установлению безопасности в европейском регионе воспринимается в штыки.

Польша и страны Балтии вообще практически открыто заявляют, что опасаются интервенции со стороны России. Под эту марку они очень активно проводят всевозможные учения сил НАТО на своих территориях, стремятся разместить любые военные объекты США (в том числе и противоракетные) – в общем, стараются любым способом «укусить» Россию.

И теперь представим, что Россия действительно взяла и разместила в Калининградской области ракетные комплексы «Искандер», а вдоль западных границ резко усилила свою противовоздушную оборону, передвинув комплексы ПВО ближе к странам НАТО. Даже трудно представить, какой вой бы подняла демократическая пресса США и Западной Европы. Скорее всего, старые обвинения в адрес Советского Союза как об «империи зла» всплыли бы в новой, но более изощренной форме. Каждая страна считала бы своим долгом ткнуть Россию в то, что она таким образом нарушает баланс сил в Европе и действительно вынашивает агрессивные планы.

Участие же в программе ЕвроПРО позволяет России на равных с США и НАТО «защищать» Европу от иранской ракетной угрозы. В таком случае, усиление ВКО в европейской части России можно безболезненно парировать теми же фактами, которыми оперирует США. Получается так, что российские политики действительно стараются тягаться с американскими и европейскими на их же поле и по их же правилам. Не все так хорошо выглядит, как того хотелось бы России, но позитив однозначно проглядывается. По крайней мере, на вопрос о размещении комплексов С-400 на западной границе России уже мало кого волнует (кроме, естественно, стран Балтии).

По сути дела, игру Москвы в ЕвроПРО можно охарактеризовать таким образом – если не можешь предотвратить создание системы ПРО у себя под боком, постарайся сам принять самое активное участие в ее построении. И надо сказать, некоторые шаги у россиян получаются и даже находят понимание на Западе.

Беларусь

Ну, а теперь вернемся к вопросу о Беларуси.

Как ни странно, но в информационной кампании, направленной на демонизацию России, нашлось место и для Беларуси. Очевидно, проводимая белорусским правительством политика, направленная на самое тесное сотрудничество во всех (в том числе и военной) отраслях именно с Россией, далеко не всех на Западе устраивает. Не только официальным политическим лицам достается от западных «друзей». Довольно часто можно слышать и обвинения официальному Минску в излишней милитаризации и агрессивности. При любой возможности, отдельные политики Запада готовы припомнить все военные и союзные договоренности двух стран.

Апогеем данных информационных выпадов стало проведение совместного российско-белорусского учения «Запад-2009». Тогда Москву и Минск откровенно обвинили в вынашивании агрессивных планов, в том числе и по завоеванию Польши и стран Балтии. Моментально последовал вывод – этим «бедным и несчастным» полякам и прибалтам срочно необходимы дополнительные планы обороны НАТО (как мы знаем, если верить Wikileaks, от восточных агрессоров), которые и были «состряпаны» в 2010 году.

Очевидно, белорусская ситуация похожа на российскую – официальному Минску необходимо подключение к общеевропейскому политическому переговорному процессу, в простонародье именуемому как ЕвроПРО. При этом надо понимать, что в любом случае, данный процесс является лишь политическим шагом, направленным на успокоение западного электората, и не имеющим никакого реального значения для российско-белорусских военных реформ.

Естественно, можно сказать, что у России и Беларуси есть договоренности о создании Единой региональной системы ПВО, плюс ко всему любое реформирование вооруженных сил является внутренним делом двух суверенных государств.

К сожалению, в игру ЕвроПРО придется играть, и тогда господа американцы, затеявшие ее, получат встречное предложение – чтобы защитить север России и Калининградскую область от «иранской» угрозы, Союзному государству просто необходимо размещение противоракетных комплексов на северо-западном направлении (в том числе и в Беларуси).

Европа будет вынуждена признать все эти факты, ведь до сих пор подобное лицемерие исходило лишь от США (НАТО). Раз уж поставили такие правила, будьте любезны играть и сами по ним.

Возможно, в далекой перспективе, игра в «притворялки» закончится, и идея ЕвроПРО лопнет как мыльный пузырь, но на данный момент этот процесс, выгодный в политическом плане, необходимо поддерживать.

Конечно, можно сказать, что подобные политические игры могут привести к новой гонке вооружений, и оказаться правым. Но только отчасти. Не мы затеяли эту возню. Но не откликнуться на такое беспардонное увеличение военного присутствия у своих границ, не важно как обзываемое, будет преступно. А усиление противовоздушной и противоракетной составляющей России и Беларуси в рамках создания единой системы ВКО – дело очень важное и необходимое. В данном случае, пока главный участник ЕвроПРО (США) не сбросил свою «маску», необходимо по максимуму использовать положительные моменты для себя.