Сегодня день страдания и распятие Христа

Православные мира отмечают сегодня самый скорбный день во всем церковном календаре.

Страстная пятница — самый скорбный день Страстной седьмицы. В это день на Голгофе был распят Иисус Христос за проповедь в храме Иерусалима. Все четыре автора канонического Евангелия — Лука, Матфей, Иоанн и Марк в своих текстах сошлись на том, что все, что произошло в этот скорбный день не было случайностью, однако стало хотя и скорбным, но неизбежным условием Божественного замысла спасения.

Итак, по завершению Тайной вечери и Прощальной беседы, читаем мы в Евангелие, Иисус Христос со своими учениами отправился к подножию Елеонской горы, в прекрасный сад в Гефсимании. Иисус очень любил это место, сохранившееся до наших времен, как говорят, в почти первозданном виде. У Матфея читаем «Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там (Матфей 26:36)». Иисус провел часть ночи в молитвенном подвиге, ученики же Его провели это время в дреме. Длилось это до той поры, пока в сад не пришел Иуда Искариот в сопровождении толпы старейшин и первосвященников израильских, которых так разгневал Он.

Читаем у Марка. «Приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его. А они возложили на Него руки свои и взяли Его (Марк 14:43-46)».

Ученики же Христа, увидев разъяренную толпу и арест Учителя в страхе разбежались, не решившись постоять за Него. Самого же Иисуса первоначально отвели первосвященнику Анне , затем, до рассвета, Христос пребывал у Каифы. Суд Синедриона (высший судебный орган Древней Иудеи) состоялся утром, на нем был озвучен смертный приговор Тому, кто посмел смутить народ и поставить под сомнение власть правителя. Апостол Петр, ожидавший исход дела во дворе Синедриона успел трижды отречься от своего Учителя.

Смертный приговор, вынесенный Синедрионом, тем не менее не был окончательным и требовал утверждения. Иисуса доставили к римскому прокуратору Понтию Пилату. Тот, выслушав Христа, проникся жалостью и решил отправить Его в Галилею к Ироду (Иисус был родом из Галилеи), чтобы не брать на свою совесть казнь. Однако Ирод отправил Господа обратно к Понтию Пилату и тому все же предстояло сделать свой нелегкий выбор. Решение, как свидетельствует Писание, было мучительнейшим. Несколько раз прокуратор Иудеи решал отпустить Иисуса. Однако под давлением первосвященников израильских все же отправил Его на распятие.

Продавший своего Учителя за тридцать серебренико и допустивший таким образом Его гибель (не желая ее) Иуда Искариот в раскаянии покончил с собой.

Приговоренный Господь Иисус Христос был приведен в преторию, где был поругаем и высечен. После этого Христа вывели под конвоем за пределы Иерсалима, возвели на Голгофу и распяли. Иисус, как повествует Писание, принял смерть достойно, лишь перед смертью взмолился Отцу своему: «Отче! Отпусти им, не ведя бо, что творят…» (Лука 23:34) По свидетельству писания, риские солдаты разделили меж собой Его ризы. Сам же Иисус умер после нескольких часов страданий на Кресте. «… и завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли (Матфей 27: 51-52).
После смерти Христа двое Его тайных учеников — Иосиф Аримафейский и Никодим — дерзнули снять своего Учителя, обернуть тело Его в плащаницу и похоронить «во гробе» в маленькой пещере неподалеку от горы. Похороны прошли в присутствии жен-мироносиц — последовательниц Иисуса Христа.

Прокуратор Понтий Пилат приказал римским солдатам опечатать пещеру, чтобы ученики Иисуса не похитили тело из гроба. Солдаты выполнили приказ прокуратора. Однако каково же всеобще было удивление, когда тело казненного из гроба исчезло. Произошло чудесное воскрешение Христово.

Согласно православным канонам, в великую пятницу повествование о предательстве, аресте, суде, казни и чудесном воскрешении Господа Иисуса Христа читаются трижды. На великой утрене последовательно читаются отрывк из Двенадцати Евангелий. Кроме того, в Великие часы читаются отдельно отрывки из четырех канонических Евангелий от Луки, Матфея, Иоанна и Марка. Наконец, на велико вечерне события Великой пятницы излагаются из одного продолжительного составного Евангелия. Кроме того, во время вечерни выносится Христова плащаница и поется канон «О распятии Господа». Литургия в этот день не совершается (при календарном совпадении Благовещения со Страстной пятницей читают Литургию Иоанна Златоуста — KM.ru).

И каждый верующий в этот день может испытать себя в силе и чистоте своей веры. Согласно канонам, в этот день верующим предписывается полностью воздержаться от приема пищи.