Крест или знамя? Немецкий спор о мемориале русским

Что должно венчать обелиск погибшим советским военнопленным: православный крест или красное знамя? В Германии разгорелся эмоциональный спор вокруг интерпретации этих символов и их уместности на памятнике жертвам нацизма.

Вестфалия, немецкая глубинка, военное кладбище в Штукенброке. Весеннее чириканье птичек прерывают автоматные очереди. Нет-нет, это не исторический очерк. На дворе 2011 год, война здесь тоже закончилась 66 лет назад. Что же касается шумовых эффектов, так это на находящемся неподалеку учебном полигоне британские военнослужащие тренируются для службы в Афганистане. Автоматная стрельба — это, на первый взгляд, единственное, что нарушает спокойствие самого большого в Германии кладбища советских военнопленных. Но это только на первый взгляд.

Настоящим эпицентром треволнений и жарких дискуссий стал обелиск жертвам фашизма, который на данный момент венчает православный крест. Это не соответствует исторической правде, считает группа немецких активистов и требует заменить его красным знаменем.

Шталаг 326 (VI/ K)

Уже в июле 1941 года в лагерь Шталаг 326 (VI/ K) в Штукенброке начали привозить первых советских военнопленных. Всего за время Второй мировой войны лагерь прошли более 300 тысяч военнослужащих Красной армии. Точного числа умерших здесь пока никто называть не может, однако историки исходят из того, что их было не менее 65 тысяч. Лагерь был освобожден американцами в начале апреля 1945 года. А 2 мая, когда в Германии еще шли последние перед капитуляцией бои, бывшие заключенные открыли памятник своим погибшим товарищам — обелиск с красным знаменем.

В 1956 году при ремонте мемориала флаг был заменен на православный крест. Согласно документам, это произошло с согласия советской стороны. На последующие почти полвека этим дело и ограничилось. Однако в 2004 году группа немецких активистов «Цветы для Штукенброка», которая в конце 60-х годов на добровольных началах взяла шефство над кладбищем, обратилась к земельному правительству Северного Рейна-Вестфалии с просьбой вернуть обелиску его первоначальный вид, то есть заменить крест на знамя.

Тогдашнее «красно-зеленое» правительство дало свое добро, однако на деле ничего не происходило. И вот весной 2011 года, когда под нажимом «Цветов для Штукенброка» должна была начаться реконструкция, разразился скандал. Политическому символу тоталитарного государства, каковым был СССР, нечего делать на военном кладбище, возмущаются одни. Ничего подобного, красный флаг — это знамя победы, утверждают другие.

Церковь: флаг как символ советского режима

Противятся местные власти, возмущается русская православная церковь. «Для нас это совершенно непонятно», — недоумевает глава представительства РПЦ в Германии архиепископ Клинский Лонгин. Он призывает не забывать о том, что многие заключенные лагеря «сами пострадали от красного флага», то есть от советского режима, который в данном случае символизирует знамя. «Во-первых, не красный флаг, а именно крест является знаменем победы — победы над смертью, — аргументирует Лонгин. — Во-вторых, большинство из тех людей, которые там похоронены, являются православными людьми. И, в-третьих, необходимо охранять памятники архитектуры».

Немецкие активисты: знамя — общий знаменатель для советских солдат

Совершенно по-иному интерпретируют советский стяг энтузиасты из группы «Цветы для Штукенброка». «Для выживших флаг на обелиске был их знаменем победы, освобождения и возвращения в мир живых. Знамя победы и советской армии было красным», — убеждена Эльфриде Хауг (Elfriede Haug). Ее единомышленник Йохен Швабедиссен (Jochen Schwabedissen) до пенсии служил протестантским пастором. Именно с учетом этого факта интересно, что он активно защищает позицию возвращения красного знамени.

«Крест для меня как христианина является очень важным символом, — объясняет он. — Это — символ примирения между Богом и человеком и людей между собой. Но 50 лет назад его водрузили здесь не как символ веры, а как символ «холодной войны»». По убеждению Швабедиссена, в 1956 году красный флаг в западногерманской глубинке был бельмом на глазу у властей по идеологическим соображениям и только поэтому был заменен. При этом он подчеркивает, что ни в коем случае не против креста как такового: просто всему — свое место. «Красное знамя на обелиске — это общий знаменатель для всех солдат советской армии, без оглядки на их национальность, происхождение и вероисповедание. И мы должны проявлять уважение по отношению ко всем солдатам, которые здесь страдали», — считает бывший пастор.

Историки: не надо обобщать!

А что же говорят историки? Руководитель Центра документации бывшего лагеря Оливер Никель (Oliver Nickel) призывает к взвешенному диалогу. По его мнению, аргументы, которые приводит фракция «за знамя» являются не доказанными. «Мне не нравятся обобщения. Мол, все похороненные здесь сражались за красное знамя или выжившие военнопленные требуют возвратить флаг на обелиск. Существуют и другие мнения. И к ним тоже необходимо прислушаться», — призывает историк. По его мнению, прежде чем делать огульные высказывания, необходимо ответить на многие вопросы, поработать с историческими документами и опросить все заинтересованные стороны. Поэтому он призывает стороны к диалогу.

А вот большинство местных жителей эти дебаты оставляют, похоже, равнодушными. Некоторые из опрошенных на улице честно признались, что понятия не имеют о предмете спора. Иные довольно сдержано высказывались за сохранение креста, но абсолютно не понимали, зачем же так волноваться по этому поводу. Советский флаг никто из опрошенных местных жителей не поддержал.

Эмоциональные дебаты

По словам историка Оливера Никеля, вести подобные дискуссии — касательно советского знамени и отношения к нему — в Германии бывает нелегко, они быстро приобретают идеологический налет. «Если ты высказываешься за красный флаг, тебя сразу определяют в коммунистическую ячейку. Высказываешься против — становишься для оппонента чуть ли не сторонником нацистов», — сетует руководитель документационного центра. К историческим темам немцы относятся с большим пристрастием и скрупулезностью. Ну, казалось бы, не все ли им равно, какой символ стоит на обелиске советским солдатам? Оказывается нет.

Кстати, поговаривают, что о разгоревшемся споре было уже доложено канцлеру ФРГ Ангеле Меркель (Angela Merkel). А пока на дельнейшие действия на военном кладбище в Штукенброке наложен временный мораторий. Дискуссия продолжается.