Почему дети не хотят жить

В Петербурге из окна школьного кабинета прямо во время урока выпрыгнул 12-летний мальчик. Смерть ребенка поразила безысходностью и нелепостью. Между тем психиатры бьют тревогу: количество детских суицидов неуклонно растет.

В 163-й школе Центрального района, где накануне из окна во время урока выбросился 12-летний ученик 6-го класса Дима Фабричный, сейчас работают психологи. Об этом сообщила «Росбалту» директор школы Лидия Антонова.

Голос у директора совершенно убитый. Понятно, что это огромная человеческая трагедия и настоящее ЧП для вполне достойной петербургской школы. По словам Лидии Антоновой, в учебном заведении сейчас работают следователи, которые пытаются выяснить причины, приведшие мальчика к суициду, а также психологи. Очевидно, что подобный поступок — смерть одноклассника на глазах шестиклашек, в том числе родного брата, — не мог не отразиться на психике маленьких детей. Директор подчеркивает, что контакты с психологами происходят только по желанию детей и родителей.

Какие-либо подробности относительно личности погибшего мальчика и его семьи директор по понятным причинам сообщить отказалась. Однако, как стало известно «Росбалту», семья Фабричных (мама, папа, старший брат и брат-близнец погибшего Димы) считалась вполне благополучной — по крайней мере, на учете как проблемная в органах опеки она не состояла.

Впрочем, как говорят специалисты, критерий «проблемности и благополучности» весьма условный: специалисты органов опеки определяют благополучие семьи, исходя из личных субъективных факторов: например, для одних благополучием является нормальный продуктовый набор в холодильнике, а для других — наличие у каждого члена семьи отдельного спального или рабочего места.

«Кому-то апельсины в холодильнике кажутся верхом достатка. А другая семья может спать вместе с детьми в одной кровати, «сидеть» на одной картошке и при этом быть дружной, — считают специалисты. — Здесь воистину: в каждой избушке — свои погремушки, поэтому в каждой семейной драме надо разбираться индивидуально и тщательно».

Между тем буквально неделю назад — 21 октября — главный психиатр Минздравсоцразвития Зураб Кекелидзе выступил с обращением о необходимости вводить в школах государственную профилактическую программу, направленную на предупреждение суицидов среди детей. По мнению Кекелидзе, участие в программе должны принимать педагоги, работники внутренних дел и семьи, причем, эту профилактику, считают специалисты, необходимо проводить начиная с младших классов. Причиной этого психиатры считают участившиеся случаи нервных расстройств среди детей и рост подростковых суицидов.

По данным статистики, за последние годы количество детских суицидов и попыток самоубийств увеличилось на 35-37%. В России с 1990 по 2010 год было зарегистрировано около 800 тысяч самоубийств. Наша страна занимает одно из первых мест в мире по количеству детских добровольных уходов из жизни (23,5 случаев на 100 тысяч населения).
Чаще всего предпринимают такие попытки (которые часто, увы, оканчиваются смертью) подростки в возрасте от 10 до 14 лет, причем, по данным экспертов, в основном (почти в 80%) это отнюдь не дети из неблагополучных семей, а вполне успешные домашние ребята.

«Каждый месяц наши врачи выезжают на 3-5 случаев попыток суицидов среди детей и подростков, — говорит врач-психиатр высшей категории специализированной станции скорой медицинской помощи Санкт-Петербурга Олег Аронович. — По опыту работы могу сказать, что у подростков в отличие от взрослых людей попытки самоубийств — это чаще всего аффективные реакции, то есть импульсивный, спонтанный поступок в ответ на какой-то сильный внешний раздражитель. Часто эти суициды наивные, детские: например, выпить бутылку чернил или съесть десяток таблеток анальгина. Но есть и очень тяжелые случаи, которые оканчиваются не реанимационной койкой, а кладбищем».

По словам психиатра, чаще всего на такой шаг дети идут в знак протеста, обиды на кого-то или из желания привлечь к себе внимания. Самое ужасное, что ребята не понимают, что пошутить со смертью, «чуть-чуть умереть» нельзя — обратной дороги не будет.

«До сих пор помню жуткую историю многолетней давности, когда девочка-подросток из-за несчастной любви выпила бутылку известного средства для очистки водопроводных труб, — рассказывает врач-психиатр. — Врачи-токсикологи и психиатры буквально плакали: жидкость на глазах разъедала девочку изнутри, помочь ей был никто не в силах, при этом она была в сознании и говорила, что хотела только напугать своего Васю или Петю…».

В числе основных причин детских суицидов лидируют ссоры или непонимание родителей, «несчастная» любовь, а также конфликты со школьными учителями и плохие оценки. В последнее время появились даже такие причины, как «отлучение» от компьютерных игр или нежелание родителей купить новый телефон, игрушку, модную одежду (раньше, как отмечают врачи, это были кошечки, собачки и рыбки-птички).

По мнению психиатров, на фоне спонтанности факта суицида тревожным сигналом служат высказываемые ребенком мысли о смерти, о том, «что вы все поплачете, когда меня не будет». Неудавшиеся суицидники рассказывают, что сначала фантазировали на тему будущего ухода из жизни, а затем, если не находили понимания и помощи со стороны близких, уже претворяли свои страшные фантазии в жизнь.

В случае с Димой Фабричным не все просто: по одним сведениям, причиной поступка ребенка была якобы озвученная учителем двойка в четверти и якобы именно после огласки этого факта мальчик пошел к окну. Однако в эту версию аффективного, спонтанного суицида никак не вписывается якобы существующая предсмертная записка, в которой он просит не винить педагогов в своем поступке. Следовательно, к уходу из жизни мальчик готовился, и это не было импульсивной реакцией. К тому же, по словам родителей, в семье мальчишек не ругали за плохие отметки, относились к успеваемости терпимо.

Возможна также версия несчастной любви: по словам специалистов, именно подростки часто склонны к таким публичным, эпатажным акциям, чтобы привлечь внимание предмета своей любви.

«Часто дети, молодые люди любят «поиграть в страсти» на глазах у всех. Помню, был случай на психологическом факультете СПбГУ (тогда еще ЛГУ), — вспоминает выпускница психфака Лариса Ларская. — Наш 17-летний однокурсник (заметим, кстати, — будущий профессиональный «разруливатель проблем», то есть психолог) вышел в окно аудитории, расположенной на третьем этаже, прямо во время лекции. Потом выяснилось, что причиной была однокурсница, считавшая молодого человека слишком «серым и неинтересным». Вот он и решил показать таким образом свою неординарность».

Что произошло на самом деле, выясняют следователи. Однако очевидно, что дети нуждаются в особом внимании со стороны взрослых, в первую очередь, — родителей. Детям необходимо знать, что не бывает неразрешимых проблем, и что любую проблему можно решить, причем желательно сообща. Но также понятно, что далеко не все родители готовы вообще прислушиваться к жалобам своих детей, а ведь участие требуется с самого раннего возраста.

Зураб Кекелидзе считает, что преподавать психологию личности необходимо уже в младшей школе, начиная с 3-го класса и до окончания школы. Начальник отдела экологических и социальных проблем психического здоровья Центра психиатрии имени Сербского Борис Положий говорит, что специалисты смогут представить свой вариант программы в течение одного года и что уже готовы черновые варианты учебника, однако о первых ощутимых результатах профилактической работы по суицидам среди детей можно будет говорить лишь через несколько лет.

Впрочем, многие скептически относятся к попыткам обучать школьников психологии. Гораздо важнее, по мнению экспертов, атмосфера любви и понимания дома, в семье, а также нормальная, не нервозная обстановка в школе. В любом случае у ребенка должно быть место, гдею бы он почувствовал себя в безопасности.