Детский летний отдых-2011 обсудили за круглым столом

В Госдуме состоялся «круглый стол» об итогах летней оздоровительной кампании

27 октября по инициативе фракции КПРФ в Государственной Думе состоялся «круглый стол» на тему: «Итоги летней оздоровительной кампании детей в 2011 году».

В работе «круглого стола» приняли участие представители государственных органов — Роспотребнадзора, Министерства образования и науки и Минздравсоцразвития. Более десятка регионов делегировали для участия в мероприятии руководителей профильных ведомств, учреждений детского отдыха и оздоровления. Также в обсуждении участвовали депутаты Государственной Думы, правозащитники и активисты общественных организаций. Среди зрителей на трибунах было множество представителей молодежи.

Со вступительным словом к участникам обратился открывший «круглый стол» заместитель Председателя Государственной Думы ФС РФ, первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников.

«Второй раз в этом году мы проводим слушания, посвященные детскому летнему отдыху. Между ними одно логичное отличие. В мае мы с вами говорили об организации летнего отдыха. Сегодня разговор пойдет об итогах отдыха», — сказал депутат-коммунист.

«Вопросы обеспечения детского летнего отдыха — это важный элемент той программы, с которой идет на выборы в Государственную Думу КПРФ», — подчеркнул И.И. Мельников. Депутат-коммунист также отметил, что защита интересов молодежи и детей является одной из первостепенных задач той социальной политики, которое предложит обществу Правительство народного доверия.

«Что касается детского летнего отдыха, то мы рассматриваем его не только как необходимый элемент психологической разгрузки во время каникул, но и как важную часть социализации детей с сильным воспитательным аспектом и мощной программой оздоровления. Критерием оценки летнего отдыха должен стать зримый, ощутимый эффект. А рядом с цифрой трагедий должен значиться «ноль», — продолжил И.И. Мельников.

Иван Иванович подчеркнул, что в России на данный момент ситуация иная. «Несмотря на рапорты, что по итогам летней кампании 2011 года выраженный оздоровительный эффект отмечен чуть ли не у 86% детей, в огромном числе регионов мы сталкивались с массовыми отравлениями. Их около 600, хотя буквально в 2007 году было лишь 8», — пояснил депутат-коммунист.

«Ужасная информация приходила и о смертельных исходах. Где-то тонули, где-то кончали жизнь самоубийством. Официально сообщается о 13 случаях. В 2010 году было более 20-ти», — привел он печальную статистику.

«Решение вопроса не в «паспортизации» учреждений или «сертификации» воспитателей, на что часто указывают представители нынешней власти», — отметил И.И. Мельников.

Депутат-коммунист перечислил ряд системных проблем в организации летнего отдыха, среди которых он особо выделил отсутствие нормальной подготовки кадров и единой государственной политики в этой области.

«Вряд ли ситуация изменится к лучшему, пока будет сохраняться коллективная безответственность, пока у органов власти будут «отдельные полномочия», — подчеркнул Иван Иванович.

Он подчеркнул, что фракция КПРФ в Государственной Думе давно занимается проблемой летнего отдыха. «Напомню, именно депутаты нашей фракции выступили в 2009 году против передачи соответствующих полномочий в регионы. Против отказа от финансирования отдыха из Фонда социального страхования. К сожалению, наши аргументы услышаны не были», — констатировал И.И. Мельников.

Депутат Государственной Думы, член Комитета по вопросам семьи, женщин и детей, член ЦК КПРФ Н.А. Останина подробно рассказала про конкретные проблемы организации летнего детского отдыха в стране.

«13 погибших детей и 600 пострадавших от отравления — это своеобразный антирекорд прошедшего летнего сезона даже в сравнении с прошлым годом, когда эта цифра составляла 186, а в 2009г. — 157», — сказала Нина Александровна.

Н.А. Останина отметила, что единственное учреждение, занимающееся проблемами детства, давшее хотя бы общин оценки этой печальной статистике — это институт Уполномоченного по правам человека. «Жаль, что форматом подведения итогов лета для Уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова стала лишь пресс-конференция в РИА «Новости», — добавила депутат-коммунист, отметив, что Астахов отказался от участия в «круглом столе» Компартии.

Нина Александровна отметила, что главный вывод, который можно сделать по итогам летней кампании, звучит так: «без базового федерального закона, регулирующего положение дел в индустрии детского отдыха, мы окончательно потеряем возможность влиять на этот процесс».

«Никакие типовые Положения, никакие поправки в существующие законы не могут заменить единую государственную политику в этой сфере, разрушенную в результате вступления в силу 184-го и 131 -го федеральных законов, передавших полномочия по организации отдыха и оздоровления детей на региональный и муниципальный уровень», — подчеркнула Н.А. Останина, добавив, что все обращения коммунистов к президенту и премьеру создать единый координирующий орган на федеральном уровне не нашли поддержки.

«Как видим, озабоченные фронтовыми страстями, представители власти, не заметили, что жертвами этой пока еще политической битвы стали самые незащищенные — наши дети, которые ни в малое, ни в большое правительство, не вошли», — контатировала Нина Останина.

Говоря о государственной «поддержке», депутат-коммунист сравнила денежные средства, потраченные на переименование «милиции» в «полицию» и на детей: 16 млрд. рублей против 4,6 млрд. рублей.

«Почему соседняя Украина может позволить себе такую законодательную роскошь, как базовый закон «Об организации отдыха и оздоровления детей», а мы, сидящие на богатейших нефтегазовых ресурсах, экономим на детях, загоняем их, по меткому выражению Виктора Панина, зам. председателя комитета общества защиты прав потребителей образовательных услуг, «в лагеря, где состояние — как после ядерного удара», — обратилась Н.А. Останина к участникам «круглого стола» с риторическим вопросом.

Нина Александровна рассказала про ужасающую ситуацию в обычном российском лагере «Дубки», где отсутствует нормальная ограда, на территории валяется битое стекло, а в столовой воняет гнильем. В то время, ситуация в престижном «Левково» — совсем иная.

«Что же получается? Для «Левково», где отдыхают дети из VIР-семей — депутатов, крупных предпринимателей и банкиров, — у нас деньги есть, а для контингента попроще нету? Да это же дискриминация в чистом виде!» — прокомментировала такой разброс уровня жизни Н.А. Останина.

Приводя статистические данные, Нина Александровна отметила, что общее количество оздоровительных учреждений, отработавших в летнюю кампанию в 2011 г. составило на 179 меньше, чем в 2010 году, а детей — на 500 тыс. меньше.

«Без разрешения органов Роспотребнадзора открылись 23 лагеря, угрожая жизни 3 661 детей», — рассказала Н.А. Останина.

«Анализ практики прокурорского надзора свидетельствует о том, что состояние законности, в рассматриваемой сфере по-прежнему нельзя признать удовлетворительным», — осветила правовую сторону вопроса Нина Останина, приведя примеры нарушений в Краснодарском крае, Волгоградской, Московской и Омской областях.

«Вопреки требованиям Федерального от 30.03.199 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» во многих детских оздоровительных учреждениях не соблюдались требования санитарно-эпидемиологического законодательства», — добавила Н.А. Останина. По ее словам, в частности, такие нарушения возникали в Московской иТверской областях, в результате чего дети получали различного рода кишечные инфекции.

«Не всегда надлежащим образом был организован досуг несовершеннолетних, — продолжила Н.А. Останина. — Например, органами прокуратуры Самарской области на территории частного детского оздоровительного лагеря «Тихие озера» (собственник ООО «Космос») выявлены случаи изготовления детьми, отдыхающими в лагере «маняги» (конопля, сваренная в молоке)».

«Причина приведенных примеров разные — от отсутствия средств до отсутствия политической воли у руководства регионов считать приоритетом заботу о том, сколько детей укрепляют свое здоровье, а не том, сколько бойцов отрядить в Народный фронт», — выказала свое мнение Нина Александровна.

«Выход один: повернуться к детям лицом, сделав заботу о них государственной политикой, включая всю властную вертикаль — от местной до федеральной, — обратилась Нина Останина к участникам «круглого стола». — Мы предлагаем по результатам нашей работы сформировать рабочую группу из всех тех, кому важна данная проблематика. Со своей стороны, я готова координировать эту работу. Пусть не смущает вас приближающиеся выборы и возможность смены депутатского корпуса».

«Давайте вернем нашим ребятишкам украденное 20 лет назад детство!» — завершила Н.А. Останина свое выступление.

Все участники слушаний согласились с предложением Н.А. Останиной принять федеральный закон «Об организации отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации». В качестве примеров участники слушаний могли ознакомиться с украинским законом, принятым парламентом соседнего государства.

Генеральный директор Холдинговой компании «Ленинградец» Ю.К.Сердаров (г.Санкт-Петербург) предложил провести съезд организаторов детского отдыха, поскольку детский отдых и оздоровление — это самостоятельная отрасль со своим профессиональным сообществом, нуждающимся в обмене опытом и внимании со стороны власти. Он обратился с просьбой к лидеру фракции КПРФ Г.А.Зюганову помочь взять на себя роль организатора съезда, поскольку, по словам Юрия Кузьмича, «Геннадий Андреевич — единственный из российских политиков, профессионально поддерживающий «детскую тему.»

Э.В.Марзоева ,заместитель генерального директора ВДЦ «Океан» (г.Владивосток), с болью в голосе говорила об отсутствии «кадровой скамейки» воспитателей и вожатых, которые могли бы прийти на смену персоналу, подготовленному еще в советский период. Сам детский центр «Океан» мог бы стать такой кадровой площадкой, но для этого требуются финансовые вливания со стороны правительства, поскольку этот лагерь — федеральная структура. Этери Вахтанговна завершила свое выступление рассказом о том, что коллеги, провожая ее в Москву на «круглый стол» с опасением спрашивали: «Не повредит ли это ей, ведь проводят мероприятие коммунисты, а не «Единая Россия». На это Э.Марзоева ответила: «Мне по пути с теми, кто защищает детей. Сегодня такая программа и опыт только у КПРФ».

Конструктивные предложения прозвучали также выступлениях В.Л.Иванова, вице-президента Ассоциации «Взрослые и дети» (г.Санкт-Петербург) и В.Н.Долгих — руководителя Пермского регионального отделения МОО «Содействие детскому отдыху».

Участники «круглого стола» заслушали и отчеты официальных лиц: начальника отдела Роспотребнадзора С.И.Плаксина, начальника отдела департамента организации социальной защиты населения Минздравсоцразвития Л.Г.Дряхлушиной и советника департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки М.П.Котельниковой.

По итогам работы «круглого стола» был принят пакет рекомендаций.

РЕКОМЕНДАЦИИ

участников «круглого стола»

«Итоги летней оздоровительной кампании детей в 2011 году»

Москва , 27 октября2011 г.

Заслушав выступления депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководителей учреждений отдыха и оздоровления детей, общественных организаций, участники «круглого стола» отмечают, что в настоящее время вопросам летнего отдыха и оздоровления уделяется серьезное внимание государства.

В 2010-2011 годах были разработаны и вступили в силу отдельные правовые акты, направленные на дальнейшее совершенствование организации отдыха и оздоровления детей. Основные направления деятельности органов исполнительной власти по организации оздоровительной кампании 2011 года определены перечнем поручений Президента Российской Федерации по вопросам организации детского оздоровительного отдыха и поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жукова о реализации комплекса мер, направленных на развитие системы отдыха и оздоровления детей.

Правительством Российской Федерации утверждено Типовое положение о детском оздоровительном лагере, в котором определены задачи его деятельности. В стадии завершения Всероссийский смотр-конкурс на звание «Лучший загородный оздоровительный лагерь».

Вместе с тем, участники «круглого стола» констатируют, что остался ряд нерешенных проблем по организации отдыха и оздоровлению детей в России.

В стране фактически отсутствует единая государственная политика, направленная на определение концептуальных принципов и государственных намерений относительно целей и задач организации системы детского отдыха и оздоровления, не определена четкая программа действий по созданию такой системы.

В Российской Федерации отдельные полномочия, неразрывно связанные с детским отдыхом, закреплены за целым рядом федеральных органов исполнительной власти. Это связано, прежде всего, с тем, что на федеральном уровне не определен орган, реально координирующий деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по определению и решению вопросов, связанных с реализацией государственной социальной политики в отношении семьи и детей.

Участники «круглого стола» убеждены, что вопрос о выработке государственной политики по организации отдыха и оздоровления детей, одного из основных направлений государственной социальной политики в отношении семьи и детей, может рассматриваться только в совокупности с вопросом об определении на федеральном уровне основного субъекта реализации такой политики, заинтересованного в выстраивании отраслевой структуры и разработки нормативной правовой базы в данной области.

Действующая в настоящее время нормативная правовая база, регулирующая организацию детского отдыха и оздоровления, нуждается в развитии и совершенствовании, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Разнообразие организационно-правовых структур, типов лагерей и форм управления ими и вместе с тем отсутствие четко сформулированной цели порождает отсутствие общих для всех подходов в формировании стандартов организации отдыха и оздоровления.

Нет общей методики в подготовке кадров для организаций отдыха и оздоровления и повышения их квалификации. Отсутствуют примерные программы подготовки руководителей лагерей, вожатых и других работников лагерей. Отсутствует целостная широкая трансляция опыта образовательных программ для вожатых и других категорий работников детских оздоровительных лагерей на общероссийское поле.

Не нашли законодательного закрепления основополагающие термины, понятия и определения, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемой сфере, которые необходимы для точного и ясного понимания закона.

Новые подходы к организации отдыха и оздоровления детей опередили существующие нормативные правовые акты, регламентирующие направления этой деятельности. К сожалению, разработанное Минздравсоцразвития России Типовое положение о детском оздоровительном лагере не может решить всех задач, стоящих в настоящее время перед структурами, занимающимися сегодня организацией отдыха и оздоровления детей. Возникла необходимость привести законодательство в соответствие с современными условиями, в которых в настоящее время функционируют организации отдыха и оздоровления.

Участники «круглого стола» считают, что необходимо:

— обобщить сложившийся накопленный положительный опыт в субъектах Российской Федерации и на примере наиболее успешных практических моделей определить новые подходы к управлению, содержанию и технологиям воспитательной деятельности в детских коллективах;

выработать концепцию развития системы отдыха и оздоровления детей, которая должна быть положена в основу в процессе разработки базового закона в данной сфере.

Очень важным направлением в реализации этих задач может стать проведение Общероссийской научной практической конференции с привлечением специалистов, ученых и практиков.

Одной из «болевых точек» остается Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при реализации которого возникают трудности при участии в торгах учреждений отдыха и оздоровления детей, связанные со спецификой их деятельности. Так, при проведении тендеров выигрывает, как правило, участник, предложивший наименьшую стоимость путевки в детское оздоровительное учреждение, что влечет за собой низкое качество предоставляемых детям услуг. Несовершенство федерального законодательства приводит к созданию ситуации риска, как для исполнителя, так и заказчика услуг.

Нельзя оставить без внимания вопрос о снижении цен (тарифов), по которым осуществляются расчеты за энергоносители, для детских загородных лагерей, поскольку эта мера позволила бы более эффективно осуществлять свои уставные функции, направляя высвободившиеся финансы на решение задач, непосредственно связанных с улучшением качества отдыха и оздоровления детей.

Для решения данных вопросов участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Администрации Президента Российской Федерации:

1.1. рассмотреть вопрос об определении концептуальных принципов государственной политики по организации системы детского отдыха и оздоровления;

1.2. рассмотреть вопрос об определении федерального органа исполнительной власти, отвечающего за государственную политику в сфере отдыха и оздоровления детей;

2. Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы:

2.1. о созыве в I квартале2012 г. Всероссийского съезда организаторов отдыха и оздоровления детей.

2.2 о разработке проекта федерального закона об организации отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации, в котором определить:

— основные принципы и направления государственной политики в сфере оздоровления и отдыха детей;

— правовые, финансовые и организационные основы создания и деятельности организаций отдыха и оздоровления;

— права, обязанности всех участников процесса;

— типологию органов и организаций отдыха и оздоровления детей в России;

-научно-методическое обеспечение организаций отдыха и оздоровления;

— понятийный аппарат («организации отдыха и оздоровления», «услуга отдыха и оздоровления» и др.).

2.3 о применении норм Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» с учетом специфики оказания услуг в детских оздоровительных лагерях;

2.4. о создании федерального методического центра, координирующего деятельность курсов, школ вожатского мастерства и других, курирующих содержательное наполнение образовательных программ.

3. Государственной Думе:

3.1 о внесении поправок в ФЗ «О бюджете на 2012 год» в части увеличения суммы, направленной на организацию отдыха и оздоровления детей, до 23 млрд. рублей.