Депутаты Госдумы ужесточат санкции за задержки рейсов

Депутаты Госдумы предлагают обязать авиаперевозчиков выплачивать пассажирам компенсации за задержку рейсов. Согласно действующему законодательству, компенсация выплачивается только пассажирам, которые, несмотря на задержку рейса, полетели. Теперь же предлагается предоставлять выплаты и тем, кто вовсе отказался от полета из-за задержки рейса.

Госдума рассмотрит законопроект «О внесении изменений в статью 120 Воздушного кодекса РФ» в первом чтении 17 ноября. Авторов возмущает то, что у пассажиров, прибывших с опозданием по вине авиаперевозчиков, больше прав по сравнению с теми, кто, узнав о задержке, отказался от полета. Прибывшим с опозданием положено 25% от минимальной заработной платы за каждый час, проведенный в ожидании. Сошедшим с самолета компенсаций не положено — по закону им возвращают только стоимость билетов. Депутаты предлагают предоставлять аналогичную сумму и этим пассажирам.

«Многие авиаперевозчики ведут себя крайне недисциплинированно. Людям приходится целыми днями сидеть в аэропортах. Подобные проблемы можно решить только комплексом административных мер, — утверждают авторы проекта. — И здесь вполне можно брать пример с европейских стран. Там статистика опозданий гораздо скромнее».

Инициативу поддерживают правозащитники. По их мнению, чем больше возможностей у потребителя защитить свои интересы, тем лучше и для бизнеса — он станет более прозрачным и ответственным. «Возможно, даже стоит увеличить размер штрафов для авиакомпаний, поскольку задержка рейсов уже стала обыденным явлением. Нужно предпринимать жесткие меры, — считает эксперт Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Мария Свиридова. — Хотя ситуация потихоньку улучшается. После новогоднего коллапса в аэропортах Домодедово и Шереметьево потребители узнали свои права, а сами авиакомпании стали немного пунктуальнее».

Зато профессиональное сообщество к инициативе отнеслось со скепсисом. Там сразу предупреждают, что любые издержки скажутся на пассажирах: риски будут покрывать увеличением цены билетов. «Хорошо, что пассажир сможет получать компенсацию без обращения в суд. Но целесообразнее использовать страховой инструмент — пассажир оплачивает страховку на случай задержки рейса и получает компенсацию, — объясняет руководитель аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев. — К тому же действующий Гражданский кодекс подразумевает, что, если задержка рейса нанесла вред, значит, гражданин может потребовать компенсацию за этот вред».

По словам эксперта, в законе очень важно прописать границы применимости данной нормы. Велика вероятность того, что «россияне начнут вести бизнес по-русски». То есть будут во время пурги покупать авиабилет, самолет, конечно, никуда не полетит, а человек получит полную стоимость билета и компенсацию.