Мифы новейшего времени

Судьба Минотавра не меняется тысячелетиями — он всегда должен быть убит. Возможно, проблему людоеда из лабиринта можно было бы решить иначе. Например, просто выгнать мутанта пастись на луг, где чудовище, обретя свое коровье счастье, мирно пасся бы много лет… Но это невозможно, ибо миф всегда требует предельной ясности и простоты. Свет – это Свет, Тьма – это Тьма, к черту оттенки.

Миф – это наиболее древний и жестокий способ познания мира человеком. Он стирает границы между делом и названием. В мире мифа Герой может творить любое злодейство – нисколько не пятная этим свои белые одежды. Ибо он Добр и Светел. Злодей же всегда должен быть убит. И необязательно вслушиваться в то, что он там шепчет своим несанированным ртом перед заслуженной смертью.

Думать по-другому люди научились позже. «По делам их узнаете их» – это появилось только в начале первого тысячелетия и ознаменовало окончание той жесткой эпохи. Точнее, возможность окончания, если у человека, государства или социума есть желание перейти на новый уровень мышления. С сохранением возможности обратного возврата в темную сферу мифов. В мир, где Средиземье воюет за Свет, давя толпы грязных и нерукопожатных орков и прочего отребья с Востока. Где Иисус Навин, ведомый всемилостивым Яхве, выжигает толпы неполиткорректных хананеян. Где силы свободы и демократии сокрушают силы несвободы и недемократии.

Дела теряют внутреннюю ценность и становятся тем, чем их назвали. Растоптать лидера независимой нации ногами на улице, запихать окровавленное чучело в холодильник и выставить на всеобщее осмеяние – это поступок Героя. Потому, что его совершил Герой. Сказать примерно по этому же поводу «Вау!» – тоже геройство, подвиг, совершенной Героиней. Угрожать главам независимых государств – Сирии, России и Китая (Асаду, Путину и «кому-то из Китая», соответственно) – такой же судьбой уличной шавки, растоптанной ради смеха – тоже подвиг.

Мифологизация сознания дает возможность манипулировать массами, миллионами, это известно. Миф открывает человеку абсолютную «правду», никаких кривотолков – то, что нужно во время войны, в критический момент распада и деградации. Судя по тому, что предпосылок к выходу Запада из экономического кризиса нет, жестокость и лживость мифа о «глобальной миссии» будет только нарастать.

Что может сделать в этих условиях Россия? Как это ни странно, но ирония истории подарила России несколько непривычное для нас оружие – правду. Да, да, объективную, понятную любому правду. Так получилось, что мы – великие мистификаторы и краснобаи – сегодня на международной арене говорим то, что ближе всего к правде. То есть, натурально, черное называем «черным» или хотя бы не белым. Агрессора называем «агрессором», как минимум – не «борцом за свободу» и «миротворцем». Так получилось. Чудеса диалектики.

Если вдуматься, это большой козырь. Но вытащить вот так сразу этот честный козырь в компании прожженных поездных картежников тоже не просто. В ситуации с той же Ливией Россия сказала «А», испугалась сказать «Б» и застыла с раскрытым то ли от удивления, то ли от трусости ртом. Но есть и обратные примеры – скажем, недавнее выступление российского посла в Сербии на международной конференции по глобальной безопасности в Белграде (сентябрь 2011 г.). Приглашенный г-н Конузин высказал простую мысль, что планируемый приход косовских таможенников на границу с Сербией нарушает Резолюцию 1244 и решение Совета Безопасности от X.2010 г. и выразил недоумение, почему, собственно, этот вопрос не обсуждается. Выглядел он при этом крайне неполиткорректно, но сказал очевидную правду, которая, кстати, произвела впечатление сработавшей вакуумной бомбы. Хотя дипломат просто озвучил всем давно известную вещь (http://www.youtube.com/watch?v=C7nUV_nqAYE).

Как это ни пафосно звучит, но на поле информационной битвы наша сила в том, что мы должны говорить правду, какой бы очевидной она ни казалась. Увы, правда больше не очевидна – дни удивительного варварства наступили и в сфере слов.