Прибалтийский кошмар для российских VIP-нарушителей

В странах Балтии, в отличие от России, перед дорожными полицейскими все равны — хоть прокурор, хоть спикер.

В Вильнюсе произошел инцидент на дороге, привлекший внимание всей Литвы. Генеральный прокурор Дарюс Валис сбил женщину, но президент Даля Грибаускайте не уволила его, и это вызвало… одобрение общественности. Почему?

ДТП случилось рано утром, около семи; 58-летняя женщина была сбита на пешеходном переходе и получила ушиб; генпрокурор был за рулем своей машины, не пытался «отмазаться» — наоборот, всячески содействовал расследованию, старался помочь пострадавшей, посадил ее на заднее сиденье машины, вызвал «скорую помощь» и полицию. Как только женщину доставили в больницу, он подал президенту прошение об отставке.

Начальник дорожной полиции Литвы Гинтарас Александравичюс не выгораживал генпрокурора, сообщил журналистам о том, что Дарюс Валис совершил ДТП на собственном «Volvo V70». Был составлен протокол, у генпрокурора взяли кровь на анализ.

«Мне очень жаль в связи с этим досадным происшествием, я приношу свои извинения пострадавшей и готов предоставить ей всяческую помощь», — сказал Валис. И заявил, что подал заявление об отставке для объективного расследования обстоятельств происшествия.

Стали известны и другие подробности. Пострадавшая рассказала, что сразу после происшествия к ней подошла супруга генпрокурора, предложившая помощь, потом генпрокурор с женой сопровождали женщину в больницу.

Пресс-секретарь президента Литвы Дайва Ульбинайте сообщила: Даля Грибаускайте считает достойным решение генпрокурора об отставке, но будет решать вопрос после выяснения обстоятельств ДТП.

Генпрокурор рассказал журналистам: «Шел дождь, было темно, интенсивное движение, что обычное дело в Вильнюсе в семь утра. Я стал участником ДТП, в котором пострадала женщина. Сложные условия вождения, думаю, обусловили то, что я заметил шедшую по пешеходному переходу женщину слишком поздно».

По его словам, он ехал со скоростью 30-40 километров в час (на большинстве улиц Вильнюса разрешенная скорость – 50 километров в час, в том числе и в этом месте).

Пока шло расследование и президент думала о судьбе генпрокурора, в обществе началась дискуссия о том, почему чиновник такого уровня ехал на работу на личном автомобиле, причем сам был за рулем. Выяснилось, что это – результат так называемого «урезания привилегий». Дело в том, что в Литве Главная комиссия по служебной этике сделала вывод: использование чиновниками водителей и служебных автомобилей во время поездок из дома на работу и обратно является привилегией, поэтому должностным лицам – тем, кто стремится жить по закону – приходится ездить самим. В некоторых случаях возникает абсурдная ситуация. «Это происшествие – прекрасный пример того, что руководители правоохранительных органов не защищены ни от случайных происшествий, ни от провокаций, — высказал журналистам мнение генеральный комиссар полиции Литвы Саулюс Сквернялис. — Зная, кто за рулем, кто угодно может нарочно подставить свой автомобиль или резко затормозить».

А бывший генеральный прокурор Казис Педничя рассказал: «Во время работы я осознанно не водил автомобиль. Голова постоянно была занята разными делами и проблемами, я всегда ездил только на служебном автомобиле с водителем. И сейчас, если бы я был генпрокурором, поступил бы так же». По мнению председателя парламентского комитета по праву и правопорядку Стасиса Шедбараса, чиновники такого уровня все же не должны сами водить машину.

Конечно, если бы Дарюс Валис ездил с работы и на работу на служебном автомобиле с личным водителем, вряд ли это вменили бы ему в вину, но он стремился следовать правилам. Вообще, по местным понятиям, это не совсем обычный прокурор. До прихода Дали Грибаускайте во власть генпрокурорами в Литве становились люди, так или иначе связанные с вильнюсскими или каунасскими политическими кланами. Их действия нередко вызывали критику в прессе, потому что, по мнению наблюдателей, были признаки влияния элит, партий на работу генеральной прокуратуры.

В в 2010 году разразился очередной скандал. Генпрокурор Альгимантас Валантинас, занимавший этот пост с 2005 года, по мнению президента неудовлетворительно расследовал так называемое каунасское дело о педофилии, в котором были и убийства, и странная смерть одного из главных подозреваемых, связанного с политической элитой. Парламент признал работу генпрокурора неудовлетворительной, и он подал в отставку. И тогда президент нашла кандидата, не связанного с элитами – из провинции, из Акмянской районной участковой прокуратуры. Это и был Валис.

Он оказался обычным добросовестным служакой. Закончил юридический факультет Вильнюсского университета. Был рядовым прокурором в акмянской прокуратуре, до этого работал следователем в местном комиссариате полиции. Районную прокуратуру возглавил в 2001 году. В парламенте его кандидатура прошла с трудом: из 141 депутата 73 были «за», 54 проголосовали против, 7 бюллетеней оказались испорчены. Валис был «ничей», и видно, это тревожило элиту.

И вот расследование ДТП закончено. Даля Грибаускайте познакомилась с выводами полиции и решила не удовлетворять заявление генпрокурора об отставке. Она сказала о том, что Валис вел себя достойно, а на посту генпрокурора взял на себя ответственность за совершенствование работы этой структуры и должен укреплять доверие общества к прокуратуре.

Доцент Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета,политолог Лаурас Белинис считает, что президент приняла к сведению достойное поведение генпрокурора, а правоохранительные органы не усмотрели в происшествии слишком серьезного нарушения. Если бы Грибаускайте освободила Валиса от должности, снова пришлось бы искать кандидатуру генпрокурора, а это сложно. По мнению политолога, Валису выражено политическое доверие.

Но это не значит, что его освободят от ответственности. Дело передано в Вильнюсский суд, и тот решит, какое наказание назначить. Генпрокурору грозит штраф в размере от 500 до 1000 литов (6240 – 12480 рублей) или лишение водительских прав на срок от 1 года до 2 лет.

Этот случай – вовсе не прецедент. В той же Литве нынешним летом вице-спикер Сейма Альгис Кашета летом превысил скорость на своем автомобиле «Skoda Octavia»: ехал со скоростью 170 километров в час там, где было ограничение до 90 километров. Его остановила полиция. Депутат объяснил, что спешил на политическую встречу, но не оспаривал действий стражей порядка. А через три дня подал в отставку с поста вице-спикера. Суд лишил его прав на два месяца и оштрафовал 1300 литов (примерно 16200 рублей).

Нам трудно понять, но не только в Литве, но и в Прибалтике в целом, VIP-нарушители почти не имеют шансов уйти от наказания. В России же не только министр, но и его водитель, как это было в случае с Шойгу, может «качать права» на дороге.

Так, в Эстонии однажды дорожная полиция остановили автомобиль своего главного шефа – министра внутренних дел Тармо Лоодуса. Машина ехала с превышением скорости. Правда, за рулем был личный водитель. Министр не только не осерчал на полицейских, но извинялся за то, что, читая на заднем сиденье документы, не заметил нарушения.

Недавно за превышение скорости попался один из ведущих политиков Эстонии, мэр Таллина Эдгар Сависаар. На шоссе Таллин-Нарва он разогнался до 137 километров в час при ограничении в 90 километров в час. «Сожалею о случившемся. Такие действия не имеют оправдания, и я призываю всех участников движения соблюдать правила», — заявил Сависаар журналистам. Суд еще предстоит, но известно, что мэру грозит штраф в размере до 800 евро или лишение водительских прав на срок до года. На секунду представьте, что за за превышение скорости попался какой-нибудь российский мэр или губернатор. Как думаете, его тоже бы направили в суд?

В Латвии ответственность за управление машиной с просроченными правами понес депутат Сейма Оскарс Кастенс. Парламенту пришлось принять решение, разрешающее привлечь депутата к административной ответственности.

Это, конечно, не означает, что дорожные полицейские стран Балтии – чисты и непогрешимы. И там есть немало случаев мздоимства, хотя, говорят, в Эстонии очень опасно пытаться дать взятку полицейскому – велика вероятность попасть за решетку. Но в целом случаи привлечения к ответственности госчиновников высокого ранга и особенно эпизод с генпрокурором Литвы весьма поучительны. Особенно для России.