Церковь: мы вплотную приблизились к точке невозврата

По мнению священнослужителей Русской Православной Церкви, в России утрачено такое понятие, как «цивилизационность».

Русская Православная Церковь говорит о проблемах демографии в нашей стране с начала 1990-х годов, то есть с того момента, когда, во-первых, Церковь в нашей стране вновь обрела право голоса, а во-вторых, демографический кризис стал очевидным. Если говорить о недавних значимых инициативах РПЦ в этой сфере, то здесь следует отметить предложения по вопросу о противодействии абортам и оказанию помощи детям, оставшимся без попечения родителей, которые Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил правительству России в январе 2011 года. Предстоятель РПЦ предложил, в частности, ввести двухнедельный перерыв между согласием пациентки на прерывание беременности и собственно самой операцией. Подобные операции, кроме того, должны быть, по его убеждению, исключены из системы медицинского страхования.

Примечательно, что предложения Патриарха, касающиеся вопросов «государственной политики поддержки семьи, материнства и детства в РФ», должны были рассмотреть еще на последнем в 2010 году заседании Государственного совета РФ. Но вместо этого в Кремле тогда заговорили о борьбе с ксенофобией – в свете событий на Манежной площади в Москве.

Что касается сокращения количества абортов (а аборты РПЦ считает одной из главных демографических проблем в России), то здесь, по мнению Патриарха, дать результаты способна только комплексная работа. В частности, Его Святейшество призывает принять ведомственную инструкцию Минздравсоцразвития, «ставящую перед врачом в качестве приоритетной задачу по сохранению беременности и запрещающую врачебные инициативы по ее прерыванию», а также «предписывающую знакомить женщин со всеми негативными последствиями и рисками при совершении абортов».

Некоторые эксперты критично оценивают предложение Церкви о выводе операций по прерыванию беременности (за исключением случаев прямой угрозы жизни матери) из системы медицинского страхования. По мнению экспертов, если эта инициатива будет воплощена на практике, то получится так же, как в свое время с «сухим законом»: то есть девушки, твердо решившиеся на аборт, начнут самостоятельно искать пути, как этот самый аборт сделать, станут обращаться к разного рода медицински малограмотным, а то и просто безграмотным «домашним врачам» и повитухам, что может привести как минимум к серьезным проблемам со здоровьем и бесплодию, а в худшем случае — и к гибели пациентки. Здесь следует заметить, что такие «абортных дел мастера», предлагающие «быстро, легко и недорого» избавить женщину от нежеланного ребенка, и сегодня при полном попустительстве властей не испытывают недостатка в клиентуре, и зачастую заканчивается это для доверчивых пациенток весьма печально. Так что, хуже чем есть сегодня, быть уже, наверное, не может. Надо что-то предпринимать, причем срочно. В этой связи инициативы РПЦ, чье отношение к абортам априори является предельно негативным, выглядят более чем актуальными (хотя реалии светской жизни в данном случае тоже приходится учитывать, поэтому детальный механизм подобных мер требует проработки и широкого обсуждения).

Актуальным представляется и предложение о соединении опыта Церкви с возможностями государства при создании сети приютов для одиноких матерей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Как отмечал в январе 2011 года в разговоре с журналистами председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда, «власти могли бы предоставить помещения, а мы – подготовить сотрудников». Кроме того, он подчеркнул, что беременным женщинам зачастую нужна не только медицинская, но и психологическая и духовная помощь, которую они могли бы получить в так называемом центре кризисной беременности.

Служители церкви справедливо полагают, что нынешний демографический кризис в России связан не только и не столько с абортами и высоким уровнем смертности, сколько с утратой россиянами такого понятия, как «цивилизационность». Настоятель московского Храма Всемилостивого Спаса, бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, автор книги «Большая семья – большие надежды: Демография и нравственность» и при этом отец 12 детей Александр Ильяшенко считает, что в России необходима реабилитация семьи и сельского хозяйства.

«Россия действительно стоит на грани демографической катастрофы. В демографии есть такое понятие – «точка невозврата», когда сокращение численности населения становится необратимым, — пишет отец Александр в своем блоге. — Мы вплотную приблизились к этой точке. Но от наплыва людей, принадлежащих другим народам, другим культурам, которые являются носителями другого духа, говорящих на другом языке, ситуация не изменится. России как страны с особой культурой, носительницы особой цивилизации, не станет».

По его мнению, современный город с его многокультурностью является в этом смысле главной разрушительной силой:

«На мой взгляд, важным фактором является полное разорение деревни. Очень многие хотели бы работать на земле, но человек, который занимается земледелием или животноводством, сегодня абсолютно бесправен перед криминалом и властью, которая в любой момент может наложить совершенно неожиданный и неподъемный налог. Должен быть принят пакет законов, нормативных актов, который бы твердо гарантировал сельскому жителю защиту, безопасность, свободу реализовывать плоды своего труда и получать достойное вознаграждение за свой тяжелый и необходимый труд. Если это произойдет, и если народ из городов, особенно таких как Москва, сочтет возможным для себя жить в деревне, это приведет к естественному росту рождаемости, потому что растить детей в деревне гораздо легче чем в городе. Затем нужно внести очень серьезные изменения в образование, чтобы в школах подчеркивалось значение большой семьи, ее сильные стороны, значение и необходимость работы на земле и возрождение того самоуважения, которое прежде на Руси испытывал крестьянин. Причем все это нужно делать быстро: потеря каждого года грозит необратимыми бедами. Демографический процесс обладает очень большой инерцией».

Протодиакон Андрей Кураев со своей стороны убежден: «Для того чтобы принять еще одного ребенка в свой дом, нужна немалая решимость. Нужна сверхмотивация. А мир сверхмотивации – это мир сверхценностей, то есть мир религии. Причем не «религиозной культуры», а именно религии».

В своем блоге отец Андрей пишет:

«Сегодня существует огромная проблема в том, что подавляющее число молодых людей не имеют ни малейшего шанса услышать такие советы из уст священника по причине его, священника, возраста, давно уже сделавшего неактуальными проблему абортов и контрацепции. Обращаться к нашим бабушкам с проповедью о вреде абортов немножко поздновато. Обращаться надо к молодым. Вывод банален: люди Церкви после молитвы с бабушками должны пойти в места обитания молодежи для разговора с ней. По пути этого миссионерского исхода можно не менять одежду. Уж точно не надо менять саму веру. Но вот сменить язык разговора о вере придется. И еще придется сменить тему разговора. С прихожанами можно говорить «о смысле сегодняшнего нашего праздника». С нецерковной молодежью придется говорить об ином. Единственно допустимый здесь предмет разговора: «наш взгляд на ваши проблемы». И еще придется идти на «уступки»: перестать ругаться с молодежью из-за ее стиля жизни и речи, из-за джинсов и рок-музыки. Но пока что церковь менять себя не внутренне, но внешне, к сожалению, не желает. И это накладывает свой отпечаток и на демографию тоже».