Фурсенковские реформы угробят профтехобразование

Новый Закон «Об образовании» приведет к тому, что ПТУ как вид учебных заведений попросту вымрут.

Очередная версия законопроекта «Об образовании» стала темой парламентских слушаний в Госдуме, которые прошли накануне. Разработчики документа уверяют, что его структура стала более четкой, а нормы – ясными, лаконичными. Председатель Комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин громко заявил, что теперь законопроект отвечает стратегическим целям и задачам повышения доступности и качества образования, а также инновационного развития страны.

Итак, какие изменения были внесены в законопроект, первая версия которого была подвергнута жесткой критике со стороны как экспертов, так и общественности? Из слабых мест документа Балыхин отметил только отдельные статьи, касающиеся таких вопросов, как разграничение полномочий в сфере образования на разных уровнях власти, формирование нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, в т. ч. малокомплектных школ, а также платной индивидуальной педагогической деятельности.

Парламентарий рассказал, что при доработке были учтены рекомендации о законодательном закреплении семейного образования. Дошкольное образование отныне будет рассматриваться как самостоятельный уровень, однако вопрос об обязательности его прохождения до сих пор висит в воздухе. Также новый документ урегулировал возможность выбора школы для обучения. Между тем в серьезной доработке, как отметил парламентарий, нуждаются стандарты общего образования; прежде всего это требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Отдельная глава законопроекта будет посвящена социальному статусу педагога, его материальному положению. Балыхин отметил, что законодательно будет закреплено положение о средней зарплате педагога, которая никак не должна быть меньше средней по экономике региона. В то же время в новой версии восстанавливаются социальные стипендии и другие выплаты, которые ранее были упразднены.

Важное новшество: авторы документа предложили исключить начальное профессиональное образование как самостоятельный уровень и сделать его первой ступенью среднего профессионального образования, которое будет общедоступным и бесплатным. «Сегодняшняя модель начального профессионального образования давно не соответствует требованиям и не обеспечивает реальный сектор экономики необходимыми рабочими кадрами», – объяснил Балыхин. При этом, по его словам, ликвидации начального профессионального образования не произойдет: оно просто переместится в рамки среднего. Однако это заявление парламентария выглядит сомнительным. Представляется, что ПТУ как вид учебных заведений попросту вымрут.

Проблемы образования непосредственно связаны и с рынком труда, т. к. выпускникам учебных заведений, как правило, крайне сложно трудоустроиться. Оказывается, не везде молодым у нас дорога: уровень безработицы среди молодежи высок. Об этом свидетельствуют и данные Международной организации труда (МОТ). Экономический кризис спровоцировал рост безработицы среди молодежи как в развитых, так и в развивающихся странах. Перспективы скорого восстановления рынка труда сомнительны и туманны. В 2010 году число безработных среди молодежи составляет 75,1 млн человек, что несколько меньше, чем в 2009 году, однако до сих пор не достигнут докризисный уровень (73,5 млн). Ожидается, что к концу года показатель будет на уровне 75,6 млн человек.

В это время в нашей стране, как сообщает Росстат, безработица среди молодежи составляет 26,1%, а это в два раза больше, чем в среднем по миру. В связи с этим пессимистичные прогнозы МОТ можно применить и к России. Эксперты уверены, что медленное восстановление рынка труда непосредственно повлияет на мировую экономику, которая никак не может обеспечить будущее для всех молодых людей. В итоге они выходят на улицы, устраивают беспорядки. Как следствие, подрывается авторитет власти и проводимой ею политики.

В России уже не первый год твердят о нехватке рабочих специальностей. Казалось бы, надо исправлять ситуацию, а чиновники, наоборот, хотят если не ликвидировать, то медленно убить учреждения начального профессионального образования. Тогда о каком же экономическом росте и инновационном развитии страны можно говорить в ближайшие десятки лет?

Член-корреспондент Российской академии образования Александр Абрамов прокомментировал в беседе с обозревателем KM.RU новую версию законопроекта «Об образовании»:

– Во-первых, происходит практическая ликвидация профессионального образования. По этому проекту начальное профессиональное образование переводят в среднее; среднее профессиональное сейчас называется «колледжем» или «бакалавриатом». Фактически происходит уничтожение системы практической подготовки.

Во-вторых, рынком труда надо заниматься в высшей степени серьезно. Направление должно быть таким: наряду с вузами, которые сейчас есть, надо создавать систему краткосрочной подготовки, когда по окончании школы или даже 9-го класса ребята смогут получить профессии, которые смогут их кормить, а затем продолжать образование. Значит, нужна очень серьезная перестройка экономики и системы профессионального образования.

В новой версии законопроекта «Об образовании», конечно, произошли какие-то изменения по сравнению с первой версией. Все это двигается в каком-то направлении. Но, я думаю, изначально неверна вся стратегия: незачем писать закон, нужно сначала создать серьезную концепцию образования. А закон должен создавать возможности, чтобы этот план реализовать. Ничего подобного во всей работе над законом не происходит. Слава Богу, что он не принят. Есть заявления, что его перенесли на следующий год, после выборов, т. е. есть время. Но надо обратить внимание, что никто и не торопится, даже первое чтение не проведено. Все это – имитация того, что министерство и комитет Госдумы активно трудятся.