«Закон о защите детей от информации»: как в царской России

1 сентября будущего года в России вступит в силу закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Объединяющая больше 70 интернет-компаний Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) назвала этот нормативный акт «неадекватным» по отношению к интернету и настаивает на внесении в закон существенных поправок.

19 октября на конференции в рамках «Недели российского интернета» (RIW) автор принятого закона депутат Елена Мизулина выслушала критику РАЭК и Минкомсвязи — и предложила альтернативы. Например, по ее словам, в России следует применять дореволюционную практику введения законов с окраин, когда сложные законы, затрагивающие широкие круги граждан, сначала опробуют в отдельных регионах. Целесообразно было бы начать с отдельных федеральных округов, но правительство пока против, сказала «Маркеру» Мизулина. Она предложила интернет-общественности и другие варианты.

Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» долго лежал в Думе без движения. Как рассказывала «Маркеру» депутат Елена Мизулина,один из авторов законопроекта, работа над ним началась еще в 2008 г. Но в конце прошлого года он был принят в ударном темпе: 21 декабря его приняла в третьем чтении Госдума, 24 декабря — одобрил Совет Федерации, а 29-го — подписал президент России.

Вступающий в силу 1 сентября 2012 года закон предлагает много новаций для рынка информации развлечений. Информационные продукты, не предназначенные для детей, предлагается метить специальными знаками. Судя по тексту закона, это относится и к интернет-сайтам. Новый закон запрещает распространять в местах, доступных для детей, информационную продукцию, причиняющую вред их здоровью и развитию, «без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты».

Эксперты РАЭК совместно с Минкомсвязи, Минкультуры, комитетом Госдумы по информационной политике, Общественной палатой и еще несколькими организациями разработали поправки в закон и проекты разработанных к нему подзаконных актов.Представители РАЭК назвали закон «неадекватным по отношению к информации, циркулирующей в интернете». По их мнению, провести маркировку всех интернет-ресурсов невозможно уже потому, что многие из них находятся за пределами России. Да и у авторов многих чисто российских сайтов не хватит умений или ресурсов, чтобы поставить знак. А у провайдеров нет технической возможности предварительно просмотреть весь загружаемый пользователями контент до его размещения в Сети — чтобы определить, не наносит ли она вред детям. При этом многие используемые в законе формулировки (например, «места, доступные для детей»; информация, «побуждающая детей» совершать антиобщественные действия; «семейные ценности») достаточно неконкретны.

Гораздо эффективнее комбинация родительского (или, соответственно, учительского) контроля на отдельных компьютерах — и реагирования провайдеров на сигналы о неправомерном контенте, считают в РАЭК. Знаки информационной продукции на интернет-сайтах предлагается не размещать — как не размещают их на учебниках и в телепередачах в прямом эфире по нынешней версии закона.

Апдейты:

На замечание представителей Минкомсвязи о том, что трудности введения закона о защите детей от вредной информации будут связаны с трансграничностью интернета, Мизулина также нашла ответ. По ее мнению, сначала метки можно попробовать ставить в одной отдельно взятой доменной зоне — .ru, .рф или других сегментах. Кроме того, необязательно стараться охватить все проблемы — можно стартовать с защиты детей от порнографии, потом — от насилия в интернете и т. д.