Россия забыла об инвалидах

Московское бюро по правам человека выступило с заявлением в связи с событиями в интернате для умственно отсталых детей в Кемеровской области.

Напомним, в этом интернате за два с половиной года умерло 27 детей-инвалидов. По сообщению прокуратуры, дети были крайне истощены, у них были опрелости и пролежни. Если воспитанникам и давали лекарства, то просроченные, с нарушенными условиями хранения. Медицинский персонал был неквалифицированным и его не хватало. В это же время со счетов воспитанников исчезло 670 тысяч руб, которые пошли на приобретение стройматериалов, бытовой техники и запчастей для автомобиля.

Это, увы, не единичный случай. Аналогичная история случилась в интернате г.Мариинска, где со счетов воспитанников украли 1,2 млн. рублей. А администрация детдома в Екатеринбурге в течение 2009-2010 г. сдавала воспитанников в «аренду» местному предпринимателю-педофилу. По сообщениям прессы, некоторые родители подавали заявления на педофила в милицию, но документы «терялись».

«Критерий цивилизованности любой страны – отношение к детям, старикам и инвалидам. – говорится в заявлении бюро. — И вопрос даже не в мизерном финансово-материальном обеспечении детских домов (тех, разумеется, у которых не нашлись частные спонсоры). Речь идет просто о полном безразличии к их судьбам, о наплевательском отношении к ним властей, да и зачастую просто окружающих.

Ясно, что любая материальная инвестиция в интернаты для детей-инвалидов не принесет никакой экономической прибыли. Эти инвестиции могут быть только безвозвратные – и имя им: сострадание и любовь к людям, тем более к несчастным детям.

Мы все хотим, чтобы нашу страну уважали. А уважение не завоюешь величиной территории, количеством нефти и газа. Для этого существуют другие критерии – это и отношение к каждому отдельному человеку, тем более немощному, это и уровень нашей культуры и цивилизованности. Надо, прежде всего, бросаться исправлять чудовищное положение с детьми и стариками, если мы хотим, чтобы россиян вообще считали за людей».

Об этом же совсем недавно говорил и патриарх Кирилл: «Зрелость общества, уровень его нравственности во многом определяется способностью помогать инвалидам — поддерживать их с детства и до самой смерти». Он также с огорчением отмечал, что ни в одной партийной программе нравственные ценности не занимают подобающего им места.

Как бы вы прокомментировали приведенные правозащитниками факты? Что, на ваш взгляд, нужно предпринять государству и обществу, чтобы подобные истории стали невозможными? Как переломить равнодушие общества к самым обездоленным его членам? С такими вопросами REGIONS.RU/»Новости Федерации» обратились к представителям верхней и нижней палат российского парламента, священнослужителям и экспертам.

Парламентарии, священнослужители и эксперты назвали нетерпимым равнодушное отношение к инвалидам. По их словам, случаи, подобные тому, что произошел в кемеровском интернате для умственно отсталых детей, заставляют людей разувериться в справедливости.

Валентина Петренко За «серьезнейшее расследование» ситуации в кемеровском интернате и жесткое наказание всех, кто виновен в гибели его воспитанников, выступает председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению, представитель в СФ от правительства республики Хакасия Валентина Петренко.

«Все те, кто виновен в смерти этих детей — просто нелюди, которым неведомы ни совесть, ни добро, ни милосердие», — заявила сенатор. «Они должны понести суровое наказание, вплоть до уголовного, ведь не может быть ничего страшнее, чем доведение до смерти беспомощного ребенка», — убеждена парламентарий. Она также предполагает, что российские законодатели организуют парламентское расследование всех этих фактов, «чтобы все наше общество знало об этом преступлении и его конкретных виновниках».

Как подчеркивает Петренко, если работники кемеровского интерната «были неспособны решать какие-то проблемы самостоятельно, они обязаны были в голос кричать о них, добиваться их решения на любом уровне». При этом сенатор отметила, что особого внимания заслуживает тот факт, «почему ситуация в интернате не контролировалась теми, кто обязан это делать по долгу службы, т.е. соответствующими должностными лицами в региональных и муниципальных структурах». «Как могло так долго оставаться без внимания, что систематически умирали дети? Почему, как только стало известно о гибели первого ребенка, не была выяснена причина, и не предпринималось никаких профилактических шагов к тому, чтобы предотвратить другие смерти?», — выразила недоумение политик. «Думаю, что люди, которые обязаны были контролировать ситуацию в интернате, должны быть отстранены от своих должностей», — указала она.

Со своей стороны парламентарий высказалась за необходимость «внимательного и системного сопровождение таких учреждений со стороны госструктур, которые обязаны следить за тем, что там происходит». «Нужно постоянно следить за тем, какие кадры там работают, как они выполняют свои обязанности, в каком состоянии находится медицинское обеспечение и т.д.», — считает Петренко. «Представители соответствующих органов должны реагировать на любые возникающие там проблемы, выяснять их причины и оперативно устранять», — отметила сенатор. При этом она особо отметила, что «для работы в этих учреждениях недостаточно быть просто хорошим специалистом – нужно иметь сострадание, милосердие, искреннее желание помочь ребенку, формальный подход здесь недопустим».

Одновременно Петренко обратила внимание, что ей «очень не хотелось бы, чтобы по ситуации с кемеровским интернатом судили плохо обо всех учреждениях такого направления». «К счастью, у нас есть немало примеров, когда и нянечки, и воспитатели работают там самоотверженно. Некоторые настолько сочувствуют и сопереживают больным детям, что на свои пенсии покупают им что-то из продуктов, одежду», — заметила парламентарий. Она также рассказала, что знает многих женщин, «у которых дети умерли от тяжелых форм рака, и которые пришли работать в такие учреждения, чтобы помогать другим тяжело больным детям». «У нас огромное количество учреждений, где дети, возможно, и не очень нарядно одеты, но зато окружены настоящей заботой, теплом и вниманием, а это для них более важно, чем лишние платья или игрушки» — подчеркнула Валентина Петренко.

Любовь Слиска Полностью разделяет мнение российских правозащитников о том, что «отношение в обществе к старикам, инвалидам и брошенным детям является основным критерием состояния этого общества» вице-спикер Госдумы, заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Любовь Слиска.

«Но у нас этот критерий совершенно забыт, и мы вспоминаем о нем только тогда, когда случается какое-то ЧП», — заявила вице-спикер. «Уверяю вас, уже завтра может возникнуть какая-то новость, которая затмит ситуацию в кемеровском интернате, и все забудут о том, что там произошло», — отметила парламентарий. При этом она выразила убеждение, что за трагические события в кемеровском интернате для детей-инвалидов «должны отвечать конкретные должностные лица, вплоть до областных чиновников, ведущих социальный блок».

По мнению депутата, ситуация в интернате – «это одно из звеньев той коррупционной системы, которая сложилась в России». «Уверена, что таких интернатов значительное количество по всей России, просто в Кемеровской области обратили внимание и подняли шум. На самом же деле никто никого негде не проверяет», — считает вице-спикер. Как отмечает Слиска, «все находится под контролем у коррупционных чиновников, которые получают деньги себе в карман абсолютно со всего, и даже на несчастье тяжело больных детей пытаются наживаться». Парламентарий подчеркивает, что «до тех пор, пока у нас не будет полномасштабной борьбы с коррупцией в сфере чиновничества, ничего не изменится». «Хватит болтать об этой борьбе, пора принимать уже действенные меры. Нужно отменять мораторий не смертную казнь и за особо тяжкие экономические преступления приговаривать к высшей мере», — указала она.

Как считает политик, переломить равнодушие общества к проблемам незащищенных и обездоленных людей «только и можно определенной встряской, введением серьезной уголовной ответственности за нарушение чиновниками закона». «Ситуация изменится тогда, когда перестанет действовать телефонное право, «отмазывающее» чиновников от ответственности, и когда они по полной программе будут получать за свои противоправные действия», — подчеркнула Любовь Слиска.

Олег Куликов «Одной из визитных карточек нашего государства и общества» назвал ситуацию в кемеровском интернате для детей-инвалидов член Комитета Госдумы по охране здоровья, член фракции КПРФ Олег Куликов.

«У нас продолжается разрушение многих морально-нравственных и человеческих основ», — заявил депутат. По словам Куликова, «мы уже давно живем в обществе, где редко можно встретить человеческое сострадание, где инвалиды не вызывают сочувствия, желания помочь». Как считает парламентарий, «началось все 20 лет назад, когда был уничтожен Советский Союз, а вместе с ним все те морально-нравственные критерии, которые были основой советского общества – товарищество, взаимопомощь, поддержка слабых и незащищенных, солидарность и справедливость».

По мнению депутата, в современном российском обществе «нет ни справедливости, ни гуманизма, ни реальной политики в отношении инвалидов». «Беда наша еще и в том, что за взятки, за «откаты» можно прикрыть любое злоупотребление, откупиться от любого наказания», — указал политик. При этом он выразил убеждение, что «спасение России может быть только в смене власти, когда народ будет власть контролировать, избирать на честных и демократичных выборах».

Куликов пока не видит возможностей для того, чтобы преодолеть равнодушие россиян к проблемам наиболее незащищенных и обездоленных граждан. «Люди видят, что вся государственная идеология снизу доверху фальшива, видят, как легко у нас нарушаются законы, как все решается за деньги, поэтому теряют надежду на справедливость, черствеют душой», — считает парламентарий. Как заметил депутат, в стране миллионы инвалидов, «но их не видно на улицах, поскольку для инвалидов не создана необходимая среда обитания: не предназначен транспорт, магазины, нет достойного соцобеспечения и здравоохранения». Между тем, по словам политика, «общество может называться гражданским и гуманным только тогда, когда оно видит, кому надо помогать, и помогает, спасает и защищает». «Если ничего этого нет, общество будет оставаться обреченным на безнравственность и бездуховность», — констатировал Олег Куликов.

Протоиерей Всеволод Чаплин Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, член Общественной палаты протоиерей Всеволод Чаплин считает, что у России не будет никакого будущего, пока в стране страдают дети.

«Места, где содержат детей-инвалидов, являются настоящими концлагерями. Я бывал там не раз и знаю, что туда не пускают ни священников, ни церковных благотворителей, ни правозащитников, ни журналистов. Их буквально вышвыривают оттуда, чтобы мы не знали, что там происходит, и как там живут дети», — возмущенно говорит отец Всеволод.

«Конечно, есть и достойные соцработники, которые честно исполняют свой долг, но есть и те, кто просто чудовищно обращается с детьми. Положение инвалидов в целом ряде мест просто вопиет к небу!» — восклицает протоиерей.

«Всю эту ужасную ситуацию позволит изменить только тотальный контроль за работниками, за расходованием средств. Кроме того, надо обеспечить открытый доступ к каждому из этих детей, чтобы мы знали, что с ними там происходит, как с ними обращаются», — предлагает Всеволод Чаплин.

Отец Андрей СпиридоновПротоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве считает, что нынешнее отношение к обездоленным — наша национальная трагедия.

«Дети-сироты в стране растут при живых родителях – такого не было даже во время Великой Отечественной войны. И выход здесь, в том числе, во всемерном поддержании деторождения, борьбе с депопуляцией и демографическим кризисом», — говорит он.

«Кроме того, надо создавать семейные детские дома и направлять туда соответствующие денежные ресурсы, которые так проще контролировать, чем в обычном детдоме. Возможно, надо упростить систему усыновления: в Израиле или в США вообще нет детских домов, там поддерживается именно усыновление. Почему бы и у нас не создать специальную программу, которая будет минимально бюрократизирована?» — интересуется отец Андрей.

Альбир-хазрат Крганов Член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы и Центрального региона России Альбир-хазрат Крганов назвал все происходящее позором: «Это непростительно, что в нашей стране возникают такие вопиющие ситуации». «Зная работу в регионах, я считаю, что самым эффективным методом в борьбе с равнодушием, халатностью, может стать только персональная ответственность за проведение социальной политики. Отвечать за такие преступления должны губернаторы региона и главы населенных пунктов, где находятся детские дома и дома-интернаты», — считает он.

«Избранное народом руководство должно выступать гарантом исполнения законодательства, прав и потребностей граждан. А за неисполнение своих обязанностей человек должен отвечать перед законом», — добавил муфтий.

«Но нельзя уповать только на власть: общественные организации тоже должны обращать внимание на происходящие проблемы, не надо уходить в маргинальное подполье, надо открыто действовать. Ведь как показывает практика, именно те общественные структуры, которые активно работают, добиваются результата», — заключил Альбир-хазрат Крганов.

Александр Брод Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод отметил, что трагедия в Кемерове, «далеко не единична».

«Мы постоянно узнаем то о неправильном уходе за ребенком, то о фактах насилия в отношении детей, то они становятся жертвами водителей на дорогах. Эти и масса других примеров еще раз говорят нам о том, что государство должно не на словах, а на деле поддерживать детей, пожилых людей и людей с ограниченными возможностями», — поясняет он.

«Должны быть серьезные госпрограммы с прозрачным расходованием бюджетных средств, чтобы представители той же Общественной палаты РФ и в регионах, уполномоченные по правам ребенка, могли бы контролировать эти расходы. Есть, конечно, отдельные случаи, когда ребенка удалось спасти и защитить, но это скорее исключение из правила», — сокрушенно говорит правозащитник.

«Надо менять сознание людей, возвращать им человеческое лицо, прививать им гуманистические ценности, развивать институт семьи. Считаю, что созрела необходимость создания соответствующего телеканала, чтобы для родителей и детей там выступали опытные психологи, людям бы помогали создавать и беречь семьи, а детям бы прививали общечеловеческие ценности», — предложил Александр Брод.

Евгений Ройзман Глава Фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман говорит, что у нас в стране и к здоровым людям отношение не самое лучше — «что тогда говорить об инвалидах?».

«У нас 99% помещений, туалетов не оборудованы приспособлениями для инвалидов, нет элементарных пандусов – это же демонстрирует отношение к ним. Огромное количество инвалидов годами просто не выходят из своих квартир – у них нет такой возможности. Очень тяжелая ситуация с детьми, больными ДЦП. Как правило, отцы тут же бросают жен, узнав, что ребенок родился с таким диагнозом. И если до 18 лет кое-как детей поддерживает государство, то потом они становятся никому не нужными», — приводит он пример.

«Я не раз по работе сам сталкивался с сиротами и инвалидами – сегодня все держится только на помощи частных лиц. Государству совершенно все равно», — говорит Ройзман.

«Способы победить равнодушие общества очень просты: надо к проблемам сирот и инвалидов привлекать внимание простых добрых людей. Вот недавно я стал свидетелем того, как обычный врач Олег Кинев и путешественник Анатолий Вязовцев на ровном месте придумали новый вид реабилитации: собрали более 100 инвалидов, сходили с ним на сплав по реке, покатались на катамаранах, на собачьих упряжках – сделали все полностью за свой счет. Так вот за эту идею Вязовцеву вручили Национальную Туристическую премию им. Юрия Сенкевича. Он – пенсионер – за 8000 купил билет до Москвы, а ему дали диплом и статуэтку, и ни копейки денег. О какой поддержке и уважении со стороны государства после этого может идти речь?» — с горечью заключил Евгений Ройзман.