Минздрав отменил перечень безрецептурных препаратов

С 16 октября в России отменяется перечень безрецептурных препаратов. Это список лекарств, которые можно свободно приобрести в аптеке. Как пояснили «Российской газете» в Минздравсоцразвития, для нормальной работы аптек и врачей вполне достаточно сведений, содержащихся в инструкции по применению препарата.

До сих пор все лекарства, продающиеся в аптеке, можно разделить на две большие группы: это безрецептурные препараты, которые продаются в аптеках свободно, и рецептурные, отпускаемые по назначению врача. По объемам продаж, безусловно, лидируют безрецептурные. Так, на начало сентября 2011 года, их доля в натуральном выражении составила 72 проц., а в денежном — чуть более 50 (данные Центра маркетинговых исследований «Фармэксперт»).

Достаточно ли безопасно в применении то или иное лекарство, или лечение им должно проходить по назначению врача и под его контролем, решается во время проведения экспертизы для государственной регистрации препарата. В первом случае лекарство разрешается продавать свободно. В инструкции, прилагаемой к каждой упаковке, указывается, что речь идет о препарате безрецептурного отпуска. Большинство же лекарств все же предписано продавать по рецептам, что и указывается в инструкции в разделе «условия отпуска из аптек». Такой порядок предусмотрен законом «Об обращении лекарственных средств», вступившим в силу с сентября прошлого года.

В результате благодаря новому лекарственному закону перечень безрецептурного отпуска (Минздрав до сих пор утверждал его каждый год), по сути, стал избыточным документом, поясняют в министерстве.

«С отменой перечня безрецептурных препаратов для покупателей ничего не изменится, — сообщила «Российской газете» глава Аптечной гильдии Елена Неволина. — Для аптек тоже ничего страшного не произойдет. Единственный момент — до сих пор перечень безрецептурных препаратов всегда был под рукой в любой аптеке, и в него при необходимости могли заглянуть и фармацевты, и посетители, им руководствовались проверяющие. Теперь же сводные сведения о статусе препаратов можно будет почерпнуть в госреестре, либо — в тех же инструкциях по применению, которые обязательно вкладываются в каждую упаковку лекарства».

Куда большие проблемы, по мнению экспертов, связаны с вольным обращением и врачей, и пациентов, и аптекарей с рецептурными препаратами. Хотя по рецептам, если строго следовать установленным государством правилам, должны продаваться примерно 8 из каждых десяти наименований лекарств. Что, кстати, вполне сопоставимо с европейским и североамериканским лекарственным рынком. Вот только в Европе и США правило «строго по рецепту» соблюдается неукоснительно. А у нас, наоборот, практически любое лекарство (за исключением наркотических и сильнодействующих препаратов, которые учитываются особым образом) в аптеке сегодня можно купить без рецепта.

Любовь россиян к самолечению объяснима: кому хочется всякий раз, когда кольнет в боку, мчаться в поликлинику и отстаивать огромные очереди. Но легкое отношение к приему многих лекарств чревато серьезными неприятностями. Бесконтрольное лечение антибиотиками, к примеру, приводит к распространению устойчивых штаммов возбудителей многих серьезных заболеваний (например, туберкулеза), сложно поддающихся лечению имеющимися препаратами.

Тем не менее, навести порядок в этой сфере пока не удается. В минздравсоцразвития «РГ» сообщили, что пока не планируют никаких иных мер, кроме стандартных проверок Росздравнадзором правильного отпуска лекарств в аптеках. В Аптечной гильдии же признают, что нарушения есть и не прекратятся, пока не изменится вся система назначения лекарственного лечения. Врачи разучились выписывать рецепты, они повсеместно дают рекомендации либо устно, либо записав название препарата на обычном клочке бумаги. И пациенты идут в аптеку не с рецептом, а с этим клочком. Возможно, ситуация улучшится, когда будет введена ответственность врача за рецептурные назначения, предполагает Елена Неволина. Во всяком случае, такая ответственность предусмотрена законопроектом об охране здоровья граждан, принятом пока в первом чтении.