Приукрашенная реальность: за и против

О приукрашенной реальности в глянцевых журналах и о влиянии нереальной красоты на детские умы поговорили с заместителем главного редактора журнала «Interview Russia» Полиной Сохрановой и кандидатом психологических наук, старшим преподавателем кафедры психологии развития факультета педагогики и психологии МПГУ Алексеем Двойниным.

Заместитель главного редактора журнала «Interview Russia» Полина Сохранова считает, что не нужно воспринимать «все глянцевые журналы как каталоги куклы Барби». Она рассказала, что «наиболее прогрессивные журналы» наоборот публикуют «слишком реалистичные кадры». А когда стали популярны «модели размера плюс», «глянцевые журналы, которые считают себя модными, стали публиковать фотосессии с полными девушками».

Полина Сохранова назвала «странной» идею рассказывать детям о вреде «Photoshop», как это делают в английских школах, чтобы объяснить, почему звезды так хорошо выглядят на обложках глянцевых журналов. Она заметила, что, судя по фотографиям, которые «подростки выкладывают в социальных сетях», они лучше всяких сотрудников журналов умеют редактировать фотографии.

Эксперт уверена, что «гораздо более неблагоприятно на психику подростков» влияют фильмы ужасов и выпуски новостей, чем картинки в глянцевых журналах. А как правильно воспринимать фотографии в журналах, ребенку, прежде всего, должны объяснять в семье, заключила Сохранова.

Ее оппонент, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии развития факультета педагогики и психологии МПГУ Алексей Двойнин, в свою очередь, обратил внимание на то, что в глянцевых журналах вся информация подается «очень поверхностно», и ему это очень не нравится. Психолог пояснил, что дело не столько в приукрашенных фотографиях, сколько «в самом содержании» этих изданий. В них «культивируются ценности и представления об идеальной жизни, которые связаны с легким богатством, преуспеванием, тусовками, беззаботной жизнью», но «не показывается, насколько сложно добиться этого благополучия, нет нравственного аспекта». Подростки «начинают верить в то, что это и есть истинная жизнь», потому что еще «слабо ориентированы в жизни», не могут «критически к этому относиться». Подросткам внушают, что «вся красота» заключена во «внешней атрибутике», а нужно, чтобы «атрибуты благополучия подкреплялись реальным анализом вложенного в это труда», подчеркнул психолог.

Кроме того, отметил Алексей Двойнин, глянцевые журналы «процентов на 80 наполнены рекламой». Подросткам внушают, что к красоте их приведет именно рекламируемая в журналах продукция. А это уже продвижение рекламируемых продуктов за счет «эксплуатации интереса подростков к красоте».

Специалист объяснил, к чему может привести увлечение «глянцем». Он рассказал, что в психологии есть понятие «синдром поклонения кумиру» — когда «подростки начинают жить жизнью своего кумира», а если «нет информации о нем, впадают в глубокую депрессию». Это может привести «и к анорексии, и даже к самоубийству в случае невозможности познакомиться с кумиром», считает эксперт. «Я не имею в виду, что любое прочтение подростком глянцевого журнала – это вред», — пояснил психолог. Но, он полагает, что это может привести к «негативным отклонениям в психике» в случае, если у подростка нет своих интересов, у него «состояние эмоционального неблагополучия» или нет «хороших контактов с родителями».

Общеевропейская статистика нехороша: 80% старшеклассниц считают, что им необходима пластическая операция, 50% учениц недовольны своей внешностью. Чтобы хоть как-то решить эту проблему, в английских школах стали проводить уроки, на которых рассказывают, почему известные люди так хорошо выглядят на обложках глянцевых журналов.