Медведев и самолеты: о случайных совпадениях

14 сентября 2008 года разбился пассажирский самолет в Перми.

Случилось это в день рождения Дмитрия Медведева, первый год пребывавшего на посту президента России. Фамилия пилота разбившегося «Боинга-737» была МЕДВЕДЕВ.

Спустя почти три года после этого, ровно за неделю до очередного дня рождения президента, вновь упал пассажирский самолет — Як-42. В тот самый день и в том самом аэропорту, куда должен был прилететь президент Медведев (и прилетел на следующее утро). Разбилась хоккейная команда, талисманом которой является МЕДВЕДЬ, из города, на гербе которого изображен МЕДВЕДЬ, так как город возник на месте поселения МЕДВЕЖИЙ угол. Команда вылетала на матч Континентальной хоккейной лиги, возглавляет которую Александр МЕДВЕДЕВ.

Как относиться к этому навязчивому символизму — пусть каждый решает сам. Попутно отметим, что форум, на который прилетел президент, проходил в том самом Ледовом дворце, в котором играла домашние матчи разбившаяся команда.
Отдельный же интерес представляет реакция президента Медведева на две авиакатастрофы, случившиеся в первый и последний год его президентского срока. Архивы информагентств по поводу событий трехлетней давности выдают лаконичное:
«Президент России Дмитрий Медведев поручил министру транспорта Игорю Левитину сформировать правительственную комиссию по выяснению причин крушения самолета в Перми. При этом особое внимание комиссия должна уделить всей возможной помощи семьям и родственникам погибших, сообщила пресс-служба Кремля». Все.

Нынешняя же трагедия в Туношне сподвигла президента на целый ряд высказываний, судьбоносных для отечественного авиапрома:
«Конечно, нужно думать о своих, но, если они не способны раскрутиться, нужно покупать технику за рубежом»
«Ценность человеческой жизни выше, чем все, в том числе поддержка национального производителя. Если не можем производить достойный транспорт, надо закупать за границей».

В похожем стиле Медведев уже высказывался меньше трех месяцев назад, после крушения Ту-134 в Карелии:
«Я поручил министерству, чтобы готовили в целом форсированный вывод Ту-134 из эксплуатации. Это пора сделать».

Разница лишь в том, что сказанное в июне касалось только Ту-134, а сейчас — всего российского авиапрома. Показательно уже само отношение президента к стратегической отрасли, как к частному ресторанчику, который должен сам суметь «раскрутиться», без всякого расчета на господдержку. Но после недавнего призыва Медведева решительнее приватизировать оставшиеся госпредприятия это уже не удивляет. Удивляет логика.
По такой логике, когда на автодороге разбиваются с человеческими жертвами, например, «Жигули»,- следует выводить из эксплуатации вазовские автомобили, а когда через пару месяцев бьется еще и «Газель» — закрыть производство и эксплуатацию российских автомобилей вообще. С формулировкой: «Если не можем производить достойный транспорт, надо закупать за границей».

С «Газелями», кстати, так и происходит: после пары крупных ДТП с участием «Газелей» последовал ряд ужесточений к их эксплуатации, который вынудил частных перевозчиков пересаживаться на импортные модели, по стране (в том числе и в Нижнем Новгороде — на родине «Газелей») активизировались автосборочные производства микроавтобусов-иномарок. В довершение всего практически по всей России администрации регионов объявили настоящую войну «Газелям», в открытую выживая их с рынка перевозчиков.
Речь сейчас не о том, хороша или плоха «Газель», речь о том, что ведется целенаправленная политика уничтожения производства отечественного транспорта в пользу закупок иностранного. Это касается и автомобилей, и самолетов. Ведь почему-то три года назад, когда в Перми разбился «Боинг-737», это не стало поводом объявить негодными все самолеты этой модели и весь американский авиапром в придачу.

Владислав Третьяк в день трагедии под Ярославлем по поводу Як-42 заявил, что даже самые надежные самолеты изнашиваются. Не поспоришь. Хотя конкретно упавшему в Туношне Як-42 до выработки его ресурса было еще далеко, проблема износа авиапарка в целом действительно существует. Вот только те «Боинги» и «Эйрбасы», которые вытесняют из российского воздушного пространства «морально и физически устаревшие» «тушки» и «яки», отнюдь не выглядят «моложе» российских самолетов. И почему-то никто не говорит о том, что тот же «Боинг-737», производящийся уже 43 года, «морально и физически устарел».
Может быть, «Боинги», даже «секонд хенд», надежнее наших самолетов? Но вот статистика: каждый год в мире неизменно разбиваются по несколько «Боингов» только 737-й модели — от 3-4 до 7-8. В год! А самолетов Як-42 (аналогичных по многим параметрам «Боингу-737») потеряно за тридцать с лишним лет эксплуатации всего 9! Причем только одна — самая первая — катастрофа произошла из-за конструктивных недостатков, после этого самолет был доработан и терпел крушения только из-за ошибок экипажа и сложных метеоусловий.

Поэтому, когда российские авиазаводы закрываются, российские самолеты выводятся из эксплуатации, а взамен закупаются импортные, которые как минимум не надежнее наших, да еще и б/у, — возникают вопросы именно к государству и его руководителям. Вопросы такие: почему нам нечем заменить вырабатывающие свой ресурс российские самолеты, кроме как точно такими же «старичками», закупленными за рубежом? Почему на месте завода в Саратове, производившего Як-42, теперь котлован для торгового центра? И причем тут «ценность человеческой жизни», ради которой нужно пожертвовать «поддержкой национального производителя»?