Священнослужители о запрете «русского марша»

Столичные власти отказали националистическим движениям в согласовании акции «русский марш», который они планируют провести в Москве 4 ноября в День народного единства.

«Правительство Москвы запрещает шествие по формальным основаниям. Волеизъявление 15 тысяч граждан запрещается из-за опечатки в уведомлении, которое мы подавали», — заявил глава Высшего национального совета движения «Русские» Дмитрий Демушкин.

Глава Федеральной миграционной службы (ФМС) РФ Константин Ромодановский считает акции вроде «Русского марша» бессмысленными и вредными для многонациональной страны. «Абсолютно дремучая ситуация. Это какие-то попытки все передернуть», — заявил директор ФМС.

Кроме того, его заместитель Екатерина Егорова считает, что России нужны срочные меры, чтобы наша страна стала более привлекательной для мигрантов, в том числе желающих переехать сюда на постоянное место жительства. При этом она не считает, что иммиграция создает криминогенную обстановку, ссылаясь на то, что приезжие ответственны всего за 3% от общего числа преступлений по стране. Однако по данным столичного ГУВД, 48% всех преступлений в Москве совершают мигранты.

Напомним, большинство опрошенных Regions.Ru священнослужителей заявили, что пока националистические движения не нарушают закон (в частности, не выдвигают экстремистских лозунгов), они должны иметь право высказывать свои взгляды. «Националисты должны иметь возможность проявить себя в открытом публичном пространстве, показать свое реальное лицо, чтобы людям стал понятен характер этого движения, — является ли оно нравственно здоровым, какие средства оно готово предложить для решения действительно серьезных проблем», — считает, например, преподаватель Московской духовной семинарии и академии иеромонах Тихон (Зимин).

«Кажутся ли вам разумными позиция ФМС и запрет «Русского марша»? Не случится ли так, что загнанные в подполье националистические и антимигрантские настроения обернутся новой «Манежкой»?» — с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Отец Сергий Махонин

Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова, считает, что коллизия с «Русским маршем» — лишь частный пример того, что Россия не может обрести внутреннего единства.

«Вопрос с «Русским маршем», конечно, по большей части политический, а к духовной жизни он имеет отношение только в том смысле, что все мы, граждане государства Российского, очень разные. Есть среди нас и националистически настроенные, и протестно настроенные, и никак не настроенные. Но все наше общество, как единый инструмент, будет звучать хорошо или плохо в зависимости от настройки. И какая при этом будет тональность?» — задал он вопрос.

«Очень хотелось бы надеяться, что мы настроимся внутренне сердечно и умственно на мирный лад, то есть так, как просит человека Господь Бог», — добавил протоиерей.

Отец Александр Салтыков

Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, уверен, что в многонациональной стране должна быть титульная нация, которая объединяет вокруг себя все народы, живущие в стране.

«Она их должна не придавливать, а именно объединять. И в русской истории еще с домонгольских времен такой нацией был русский народ, который объединял вокруг себя племена самого разного происхождения – и угро-финские, и тюркские, и другие. И всегда находились средства, чтобы иноязычные и иноверные племена мирно уживались. Объединяющим началом была наднациональная идея, благодаря которой это единство просуществовало тысячу лет. 4 ноября – это день Казанской иконы Божией Матери, и это день национального примирения», — сказал он.

«Национальное движение возможно, но оно должно быть примиряющим, а не разделяющим народы. Враждебности к другим народам у русского народа никогда и не было, потому что была наднациональная сила, каковой является примиряющая религия, — та религия, которая и сейчас господствует и в Москве, и в других русских городах, а именно православие, проповедующее любовь и единство всех. Если же национальное движение будет лишено религиозной положительной окраски, то националистическая деятельность будет абсолютно бесполезна и вредна. В этом с властями нужно согласиться», — добавил отец Александр.

Отец Андрей Спиридонов

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве считает, что не следует загонять в подполье представителей националистических организаций: «Необходимо законодательно упорядочить деятельность подобных движений и предоставлять им возможности для выражения своей позиции».

«Существование крайне националистических групп неизбежно, особенно когда наша страна находится в таком кризисном состоянии. Поэтому вместо того, чтобы запрещать проведение марша, лучше бы направляли всяческие инициативы в пристойное и удобоваримое русло», — говорит священник.

«В итоге все равно пассионарные личности из этого подполья вырываются наружу с большим успехом. Так Гитлер, который обладал сильной пассионарной энергией, формировался именно в маргинальной среде. И не случайно потом к власти приходят именно снизу, пользуясь бешеной популярностью у своих соратников», — привел пример отец Андрей. – «Поэтому лучше с такими организациями сотрудничать, давать им возможность высказывать свою позицию, но направлять их в мирное течение урегулирования проблем».

Священник Димитрий Лин Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, считает, что сложно судить о целесообразности «Русского марша», поскольку последствия его проведения могут быть абсолютно непредсказуемы.

«Да, у нас действительно есть проблема, касающаяся именно русских. Она заключается в том, что традиционные ценности размываются и исчезают. Но виноваты в этом не приезжие с национальных окраин, хотя они в какой-то степени начинают диктовать свои условия», — говорит он.

«Дело в том, что сами носители русской идеи плохо представляют суть проблемы: большинство представителей националистических организаций – это молодежь, которая недостаточно образована в этом плане и выступает на подобных маршах скорее из протеста, а не ради решения проблемы», — поясняет священник. – Ведь важно направить то чувство любви к нации, которое должно составлять суть националистической идеи, не на разрушение, а на созидание. Грань между этими понятиями у молодежи трудно уловима, они еще не утвердились в своем мироощущении».

«У нас сохранилось чувство национального единения, которое нам привили во времена СССР, но в чем оно сегодня заключается – никто не знает. У нас должна быть некая сплоченность вокруг своей идеи, истории, культуры, Православной Церкви. И если именно это будет доминировать у организаторов маршей, то у них не возникнет противоречий с властями. А задача госорганов и Церкви заключается в том, чтобы просветить этих ребят, и не с помощью запретов, а при помощи организационных форм знакомить их с русской историей, заниматься таким духовно-культурным окормлением», — советует отец Димитрий.

Священник Андрей Постернак Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак считает, что запрет на проведение марша можно объяснить желанием властей сохранить общественное спокойствие.

«Другое дело, что на проблему нужно смотреть открытыми глазами. Ведь само это движение уже присутствует в нашем обществе. Оно хочет как-то в нем позиционироваться, оно достаточно активно. И это говорит о том, что общество наше больно, что у него серьезные нравственные проблемы, проблемы в межнациональных отношениях», — сказал священник.

«Национализм расцветает махровым цветом именно тогда, когда ущемляются права основного народа, когда он подвергается унижению. А у нас это постоянно происходит – во всех СМИ. Национальная русская идея унижается, профанируется, преподносится в презрительно-шутливом тоне. В такой ситуации национализм будет только набирать силу и становиться все более серьезной проблемой», — считает он.

«С унижением национального достоинства русских должно быть покончено. Об этом власти должны заявить через свои официальные СМИ. В самих СМИ должна проводиться соответствующая профилактика. Но для решения этой проблемы фактически ничего не делается», — отметил отец Андрей.

Раввин Зиновий Коган

Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России раввин Зиновий Коган считает, что подобные марши приносят больше вреда, чем пользы, и согласен с К.Ромодановским.

«Русские – это все, кто живет в России и является гражданином Российской Федерации. Да, великороссы — самый большой этнос в нашей стране, и у него есть свои проблемы, которые надо решать, но не затрагивая и не ущемляя при этом права других этносов», — говорит раввин.

«Когда выходят на улицу несколько тысяч человек, их невозможно контролировать. К тому же многие используют провокационные лозунги. Почему бы организаторам не найти с властями компромисс, и вместо марша не провести митинг? Я бы вообще перенес все попытки выразить свою позицию, к примеру, на телевизионные площадки. Ведь если есть проблемы, то их надо решать цивилизованным методом, соблюдая Конституцию и не нарушая закона», — предлагает Зиновий Львович.

«4 ноября – День народного единства, и националисты, по сути, пытаются устроить провокацию, глумятся над праздником. Кстати, в этот день в Манеже патриарх Кирилл будет говорить о празднике, о единстве народов, и выглядело бы, по меньшей мере, странным, если тут же будет проходить марш с лозунгами типа «Россия для русских». Тогда в итоге получится «День народного раздора», на радость врагам России», — заключил он.

Роман Силантьев Роман Силантьев, исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора считает, что мероприятие с таким названием может получиться провокационным, «хотя само по себе словосочетание «Русский марш» ничего опасного не несет».

«Если власти видят в проведении марша серьезную угрозу, то они должны дать аргументированный ответ, честно высказать все претензии — будь то неправильно оформленная заявка, что тоже довольно часто случается, или же иная причина, которая является законным препятствием к проведению мероприятия», — говорит Роман Анатольевич.

«У нас сегодня все что угодно может вылиться в подобие «Манежки» и прочие разборки, любая стычка. Такая уж примета нашего времени – межнациональные конфликты. Поэтому к разрешению или запрету на проведение каких-либо митингов или шествий надо подходить взвешенно и юридически грамотно», — подытожил Силантьев.

Эммануил Долбакян

Руководитель армянского культурно-просветительского общества «Арарат» Эммануил Долбакян солидарен с главой ФМС Константином Ромодановским, «поскольку проведение подобных маршей только способствует разжиганию межнациональной розни».

«Конечно, в демократических странах принято даже нацистам давать право на выражение своего мнения. Но в нашем обществе раздуваемые на эту тему страсти находятся на таком критическом уровне, что я приветствую решение не разрешать «Русский марш», — говорит он. — Проведение подобного мероприятия является вызовом всей истории Российской империи, нашему государству. Россия всегда была многонациональной страной, вопреки известным словам Ленина о том, что «Россия — тюрьма народов».

«Я думаю, что опасения по поводу вероятности возникновения новой «Манежки» преувеличены. А организаторы марша должны знать, что играть с судьбой страны они не имеют права. У нас, к сожалению, плохо работают механизмы, которые за националистические, оскорбительные высказывания и деяния подвергали бы этих людей юридическому преследованию. В России можно оскорбить любого и остаться безнаказанным, хотя есть законы о ксенофобии и антисемитизме, но они не работают», — сетует Эммануил Егиаевич.