Балтийский судостроительный завод не оставят «на мели»

Сегодня разрешился производственный конфликт на одном из ведущих предприятий судостроительной отрасли — «Балтийском заводе». Рабочие добились выплаты долгов по зарплате и отказались от намеченной забастовки. Многотысячный коллектив стал заложником финансовых проблем бывшего собственника. Выход из кризисной ситуации пришлось искать на правительственном уровне.

Металлическую форму, в которую будут смонтированы приборы будущей первой в мире плавучей атомной электростанции, Александр Меньхин вырезает за обещания, что скоро ему и его коллегам вернут все долги по зарплате. К перебоям с деньгами здесь привыкли еще с весны. «Говорят, что денег нет. Два месяца не получаем заработную плату», — рассказывает рабочий Балтийского завода Александр Меньхин.

Добиться от владельцев предприятия ответа? куда пропали деньги и когда ждать улучшения, рабочие так и не смогли. На 12 октября здесь назначили митинг и забастовку. Когда-то флагман отечественного судостроения, завод с полуторавековой историей, со стапелей которого сошли и первый в мире атомный ледокол «Ленин», и знаменитый крейсер «Петр Великий», оказался на грани полной остановки.

На рабочих площадках и в цехах Балтийского завода, несмотря на разгар рабочего дня, запустение. Из почти 15 тысяч человек, когда-то работавших на этом предприятии, на работу сегодня вышли чуть больше двух тысяч. Многие уволились сами, кого-то сократили, а кого-то отправили в вынужденные отпуска. Заказов мало и работы на всех не хватает.

В итоге под угрозой срыва оказалось и выполнение единственного крупного заказа, который завод получил в последние годы: строительство первой в мире плавучей атомной электростанции. Полтора миллиарда рублей, перечисленные предприятию просто исчезли, когда о банкротстве объявил Межпромбанк. Владелец банка Сергей Пугачев — в прошлом сенатор. Ныне один из богатейших бизнесменов страны, которому принадлежал и контрольный пакет акций Балтийского завода. В начале сентября, после того как его предприятия стали банкротиться, в ситуацию пришлось вмешаться правительству.

«Они достаточно ловко пользуются всякими юридическими уловками, затягивают решение вопросов, но надеюсь, что все-таки у них хватит здравого смысла для того, чтобы ответить по своим обязательствам и перед Центральным банком, и перед своими предприятиями, с тем, чтобы обеспечить нормальную ритмичную работу трудового коллектива. Со своей стороны будем так отслеживать ситуацию, но где надо, будем подключаться», — сказал премьер Владимир Путин.

Обеспечить нормальную работу владельцы так и не смогли. К проблеме подключился вице-премьер Дмитрий Козак. Всего за несколько недель ему удалось не только разобраться в финансовой ситуации, но и сменить нерадивого собственника. Почти 90 процентов акций перешли под государственное управление в Объединенную судостроительную корпорацию.

«Уже сегодня будет подписано соглашение о продолжении финансирования плавучей атомной электростанции. Полтора миллиарда рублей практически на доверии по гарантии судостроительной корпорации будут перечислены заводу до конца текущей недели, — сообщил вице-премьер Дмитрий Козак. — С учетом того, что контрольный пакет акций переходит в собственность государства, в Объединенную судостроительную корпорацию, сегодня будет подписано дополнительное соглашение о передаче заказов на завод».

Это не единственный решение. Уже на следующей неделе здесь получат еще один крупный заказ на сумму больше трех миллиардов рублей. А к июню следующего года предприятие может рассчитывать дополнительно на два контракта. Об этом вице-премьер сам рассказал рабочим и попросил их поддержать достигнутые договоренности.

Помимо Балтийского завода, по словам вице-премьера, без внимания не останутся и другие крупные предприятия, входившие в обанкротившийся холдинг. Конструкторское бюро «Айсберг» и судостроительный завод «Северная верфь» в ближайшее время также получат поддержку правительства.