Дело Тимошенко: судья Киреев удивил всех

Печерский суд Киева вынес приговор Юлии Тимошенко. Ее признали виновной в нанесении стране ущерба в 189 миллионов долларов и приговорили к 7 годам лишения свободы. Судья заявил, что действия Тимошенко общественно опасны, и отказался смягчить приговор. Защита уже готовит апелляцию. И что можно было ожидать меньше всего, президент Янукович назвал столь суровый приговор досадным. А на Крещатике развернулась настоящая битва, напоминающая самые драматичные дни Оранжевой революции.

— Юле волю! Юле волю!

Если у кого-то утром этого трудного дня еще были сомнения в характере будущего приговора, то рассеяться им предстояло по мере приближения к Печерскому суду. Если собираются отпустить, столько милиции не стягивают: тысяча сотрудников на улице, даже, по словам некоторых, не сразу заметные глазу снайперы на окрестных крышах.

Автозак с Тимошенко в плотном кольце оцепления появился незадолго до заседания. Едва начинается трансляция (судья всё же пустил телекамеры на приговор) становится заметно, как изменили Тимошенко эти два месяца в СИЗО: на всегда безупречной прическе – седина, экс-премьер выглядит напряженной.

Присутствие на процессе дочери и супруга оборачивается трогательным эпизодом. Тимошенко сидит под кондиционером и мерзнет, но все равно больше беспокоится о близких. Адвокаты накидывают пальто, ее саму отсаживают подальше. Судья Киреев наоборот обливается потом. Но судя по первой же реплике, эту тяжелую ношу он готов нести до конца.

Тимошенко еще до суда говорила, что готова к самому плохому для себя исходу, и приговор (каким бы ни был) для нее и ее борьбы всё равно ничего не изменит. Экс-премьер уверена, что решение неправосудно, и стоит за ним действующая власть, то есть главный политический оппонент Виктор Янукович. Его она пытается задеть побольнее.

Речь Тимошенко буквально воспламенила ее сторонников. Под партийными знаменами, с депутатами во главе они с заранее занятых позиций вышли прямо на проезжую часть Крещатика.

Запаса хода белым флагам, которые совершенно не собирались сдаваться, хватило метров на четыреста. На траверзе первой арки суда из автобусов им наперерез посыпались омоновцы.

До теракта, которым пугали еще накануне, к счастью, не дошло. Но драки в этот полдень возникали и на крайней левой, и на разделительной. От столь массового нарушения правил людьми в форме и без в шоке даже бывалые киевские водители.

Битва за проспект, конечно, не равная. Сторонники Тимошенко жестко вытеснены. Но к атаке с воздуха ОМОН готов уже не был. На цоколе универмага девушки из эпатажного движения «Фемен», видом и плакатами сообщают всем, что они над схваткой, и в холоде в этом хаосе держат не только голову.

4-й час монотонного чтения свидетельских показаний судьей Киреевым оборвался уж как-то слишком неожиданно. Виновна. Срок реальный и тот, на котором настаивали прокуроры. Плюс должна возместить указанный ими ущерб.

Какое-то время Тимошенко и Киреев говорят вместе, перебивая друг друга. Последнего слова экс-премьера в свое время лишили, Тимошенко берет его сама.

«Дорогие друзья, я не согласна с этим приговором. Возвращается 37-й год. Сейчас всем нам нужно быть сильными. Я обращаюсь ко всем людям доброй воли: защитите Украину! Не опускайте руки, боритесь – я с вами! Никакой авторитарный режим не остановит меня. Суд продемонстрировал, что растоптана конституция и правосудие. Мы будем бороться и защищать мое честное имя в Европейском суде», — заявила Тимошенко.

В приговоре судьей написано, что Тимошенко – преступник опасный и к тому же не раскаявшийся. Но зал она почему-то покидает без наручников. В дверях успевает попрощаться и говорит до свидания.

Объяснение этому несоответствию можно поискать в словах Виктора Януковича. Во время встречи со словенским коллегой он отреагировал на финал самого громкого уголовного процесса последних лет. В том смысле, что, может, это еще и не финал.

«Это, безусловно, прискорбный случай, который препятствует вопросу интеграции Украины в Европейский союз, — заявил Янукович. – Он вызывает обеспокоенность в ЕС. Всё в рамках действующего уголовно-процессуального кодекса. Но это не окончательное решение – впереди еще апелляционный суд. «Дело Тимошенко» мы получили в наследство от прошлой власти».

«Прежняя власть» – это Ющенко. Тот исходом дела своей бывшей соратницы доволен и попенял ей за раздробленность в стане нынешней оппозиции. Но та как раз продемонстрировала редкое единство. В самой партии Ющенко (из которой его уже недавно чуть не выгнали) «Нашей Украине» отметили, что таким образом в стране установился авторитаризм. Политическим харакири власти назвал произошедшее боксер-политик Кличко. Лидер Фронта перемен Арсений Яценюк призвал к бойкоту выборов и даже провластный ныне спикер Литвин, окрестил произошедшее «неожиданной ожидаемостью».

Тимошенко и ее адвокаты еще до приговора обещали подать апелляцию. Не изменили они своих намерений и теперь. Решения пока нет на руках. Когда будет – понесут в апелляционный суд Киева. Если не получится там – уже в Европейский – по правам человека. Но пока Тимошенко вновь отправляется в Лукьяновское СИЗО. Сделать это тоже получилось не сразу. Осужденную попытались отбить у конвоя.

К этому моменту Крещатик уже полностью под контролем милиции. Опыт боевых действий на этой местности у украинского ОМОНа насчитывает 68 дней, и предсказать действия митингующих было несложно. Прорвать баррикаду из автобусов им не удалось. Фургон в итоге ушел почти беспрепятственно. В этот суд Тимошенко больше не приедет. На обжалование приговора у нее по закону пятнадцать дней.