Что надо, чтобы профессия учителя вновь стала престижной?

На этой неделе в России отметили день учителя. В стране сейчас работает более миллиона преподавателей, от которых в конечном итоге зависит будущее наших детей и значит и будущее страны. За последние 20 лет в России учителя пережили и хроническое недофинансирование, и поспешные реформы, однако нельзя не заметить, что сегодня к энтузиазму профессионалов с помощью государства добавлены и новые технологические средства, и новые условия для обучения.

Для показательного урока в московском лицее №1520 сельский учитель биологии Алексей Овчинников специально не готовился. И о сложном строении клетки рассказал на простых примерах из жизни. «Когда я приехал в Москву, спустился в подземку и увидел там схему метро. Взглянув на нее, я понял, что она является как раз аналогом эндоплазматической сети», — объясняет Алексей Овчинников.

На уроках Овчинникова все на что-то похоже. Биологию он преподает уже 16 лет. И все эти годы в одной и той же школе села Теплое Липецкой области. В этом году он стал участником Всероссийского конкурса «Учитель года». Эта церемония состоялась 5-го октября, в Международный день учителя. И по традиции с профессиональным праздником педагогов поздравил Президент.

«День учителя — о нём знают все, потому что все учились в школе и почти все были или являются родителями, дети которых учатся в школе, — сказал Дмитрий Медведев. — Для меня удивительно, что этот праздник в нашей стране празднует 14 миллионов человек. Кто эти 14 миллионов человек? Это, во-первых, десятая часть нашей страны, а во-вторых, это, конечно, все ученики и все учителя. Это на самом деле всенародный праздник».

Но, несмотря на праздник, во время встречи Дмитрия Медведева с участниками конкурса в основном говорили о проблемах, которых в образовании ещё достаточно.

Учителя средней школы №3 города Глазов сентябрьской зарплаты ждали с нетерпением. 30-процентная прибавка существенно меняла их доход. Но новые зарплаты стали для всех полной неожиданностью. Учитель английского Наталья Трефилова даже получила меньше обычного, на пятьсот с лишним рублей.

«На руки с учетом вычетов получается 6300», — сказала учитель английского языка Наталья Трефилова.

Такие истории, к сожалению, не единичны. Хотя с 1 сентября 30-процентное увеличение должно было коснуться всех учителей без исключения. Министерству образования уже поручено провести селекторное совещание с регионами и в кротчайшие сроки решить проблему. Президент пояснил, что помимо 30-процентного увеличения, добавить должны и местные власти, дотянув размер учительской зарплаты до средней по региону.

«Почти в половине регионов решение, которое было принято о доведении зарплаты учителя до среднерегиональной, уже исполнено. По-моему, как раз в 38 такое решение будет исполнено в течение ближайшего года, — заявил Президент. — Учительский труд особый, он очень сложный, и за него мало платят во всём мире. Я имею в виду, меньше по отношению, например, к зарплате в бизнесе или зарплате юриста, но в то же время всё равно очень многие люди работают учителями, потому что это призвание. Но нужно было сделать так, чтобы эта зарплата была сопоставима со среднерегиональной. Сейчас мы почти этого уже добились. В следующем году, когда встретимся, уверен, всё будет нормально».

Государство, пояснил Дмитрий Медведев, будет добиваться и решения другой, не менее важной школьной проблемы. Образования на селе, где также нужно учить детей, но зачастую некому.

Для директора сельской школы Ирины Борисовой каждый педагог — на особом счету. Их у нее и так не хватает. Директор ездила и в район, и в область, чтобы пригласить молодых специалистов. Но, кроме зарплаты, предложить нечего. Да и ей не заманишь. Как сказала директор Новозыковской средней школы Ирина Борисова, у педагога, только после вуза и имеющего нагрузку 18-20 часов, заработная плата — в пределах -6-7 тысяч.

Как быть в этой ситуации Президента спросил победитель конкурса Алексей Овчинников. Ведь в его сельской школе — те же проблемы. Он сам, несмотря на стаж в 16 лет, до сих пор — молодой специалист, потому что младше никого нет.

«Как быть вот с молодыми педагогами, которые приходят в школу с институтской скамьи?», — спросил Алексей Овчинников.

«А на селе когда приходит молодой специалист, — и я всегда этой позиции придерживался — нужно сделать так, чтобы и региональные руководители, и работодатель, и, например, местное наиболее крупное предприятие постарались предоставить молодому специалисту, а это учителя и врачи, квартиру сразу же: как минимум вначале служебную, а потом с перспективой выкупа её или же приобретения её на каких-то льготных началах», — ответил Дмитрий Медведев.

Именно так поступили в селе Холмогоры Архангельской области. Здесь при содействии региональной власти и партии «Единая Россия» началось строительство дома для педагогов, которое закончится в середине следующего года. Пока здесь сделан только фундамент, но учитель Елена Головина и еще несколько педагогов уже получили денежные сертификаты на приобретение квартир в этом доме.

«Я получила сертификат на 819 тысяч. И надеюсь приобрести двухкомнатную квартиру», — рассказала учитель русского языка и литературы Елена Головина.

Модернизация образования, говорили на встречи с Президентом, это не только решение жилищных вопросов учителей, но и приобретение современного оборудования, и ремонт школ, на который тоже нужно выделять деньги.

Чтобы увидеть рост кристаллов, гадчинская школа №9 получила самое современное оборудование. И сейчас это одно из немногих учебных заведений в Ленинградской области, на базе которого работает настоящий научный центр. Но само здание школы тоже требует обновления. Из-за износа протекает крыша. Ремонт её начали в этом году. Но отремонтировали только 500 метров. Сделать полностью у муниципалитета денег не хватило, о чем Президенту и рассказала учитель гатчинской школы Татьяна Юрко: «Поставлено нанооборудование, а крыша течет».

«Нельзя допускать таких разрывов, когда стоит нанооборудование и в то же время крыша течёт. Это просто неправильно. Именно поэтому, кстати, в этом году, если я не ошибаюсь, у нас порядка 20 с лишним миллиардов рублей выделено именно на совершенствование инфраструктуры школ, — сказал Президент. — Конечно, обязательно нужно вкладывать в это дело деньги. Но делать это не за счёт федеральных ресурсов, а за счёт региональных ресурсов. Но всё-таки основное бремя общего образования всё равно всегда будет за государством. И не потому, что государство такое богатое, а просто потому, что так мир устроен».

Та же Татьяна Юрко затронула еще одну насущную проблему. Она рассказала, что на пенсию учителя прожить сложно, поэтому приходится учить и дальше.

«Я уже получаю льготную пенсию, потому что у меня уже стаж 27 лет работы в школе. Она составляет 6900. Хотелось бы, чтобы социальная защищенность учителя была выше», — сказала учительница русского языка и литературы Татьяна Юрко.

«Я могу только одно сказать, Татьяна Болеславовна: пенсии у нас действительно небольшие, в то же время эти пенсии довольно серьёзным образом отличаются от пенсий, скажем, 5-7-летней давности. Будем увеличивать пенсии. Но будет это происходить, конечно, не одномоментно, а с учётом общей экономической ситуации», — сказал глава государства.

Татьяна Юрко: «Но перспектива есть?». «Конечно, есть», — ответил Д. Медведев. Перспективы, объяснил Президент, есть у всего образования в России. Деньги на его развитие выделяются значительные. Бюджет, который не сокращали даже в период кризиса, сейчас составляет два триллиона сорок миллиардов рублей. И если будет необходимо, эту цифру могут увеличить. Поскольку без серьёзных вложений в образование сейчас уже сложно рассчитывать на большие достижения в будущем.