Демографическая политика Китая: цена победы

Разумеется, в кратком тексте нельзя претендовать на раскрытие этой проблемы, но ее значимость для Китая, — а значит, всего мира, — делает важным даже частичную ее постановку.

Формально демографическая политика Китая, безусловно, успешна: замедление роста населения делает достижение экологически обусловленного предела в 1,8 млрд человек (при всей понятной условности этого показателя) невозможным, даже если население Китая составляет не официальные 1,3 млрд, а называемые иногда 1,5 млрд чел.

Естественно порождаемое жесткими запретами социальное напряжение сдерживается как формальными, так и неформальными послаблениями, — от выдачи разрешений на рождение второго ребенка наиболее социально успешным семьям до относительной слабости контроля за рождаемостью в сельской местности и отсутствием прямых ограничений рождаемости в отношении национальных меньшинств.

Но главная, стратегическая цель демографических ограничений – стабилизация экологической нагрузки на приемлемом уровне – не решена, ибо стремление расширяющегося и стремящегося к западным стандартам потребления «среднего класса» повышает нагрузки на экосистему (не говоря уже о мировых рынках энергоносителей и продовольствия).

В стратегической перспективе Китаю по-прежнему не хватит воды, почвы и энергии. Уже видно, что и поражающая воображение технологическая революция, и глобальная экспансия (то есть сброс населения вовне) лишь отдаляют кризис, выигрывая время для реализации по-прежнему непонятных решений.

С другой стороны, успешное сокращение рождаемости, естественно, имеет негативные последствия. Переход от крестьянского к индустриальному типу семьи, рост демографической нагрузки на детей по мере старения родителей делает неизбежным качественно новые, значительные, долговременные и растущие социальные расходы.

Эти расходы могут подорвать конкурентоспособность Китая, который в условиях глобального кризиса держит на своих плечах весь мир, и стать самостоятельным фактором сваливания человечества в глобальную депрессию. (Правда, скорее ее вызовут более «быстрые» процессы вроде укрепления юаня или сжатия спроса ЕС и США).

Также старение населения снижает энергетику и предприимчивость общества, повышает инерционность, замедляет демократизацию.

Вхождение в жизнь поколения «маленьких императоров» принесет атомизацию общества, снижение социальной и национальной солидарности.

Рост числа мужчин, статистически не имеющих возможности найти пару, повышает агрессивность общества. Не факт, что его удастся канализировать в мирные формы внешней экспансии (прежде всего миграцию).

Дефицит женщин повышает их влияние вплоть до матриархата (сколь угодно неформального) и конкурентоспособность китайского общества, так как женский, внелогический тип мышления будет залогом конкурентоспособности при равном доступе к формальной логике, олицетворяемом компьютерами.