Башкиры просят вернуть в школы русский язык

Искусственное навязывание башкирского языка (в ущерб изучению русского) достало уже их самих.

Искусственное навязывание башкирского языка в ущерб изучению русского языка всем школьникам республики достало уже даже родителей-башкир. Вот какое письмо получило ИА REGNUM от жительницы Уфы Эльзы Хайруллиной:

«Родилась я в Уфе, в башкирской семье. Моя жизнь протекала в спокойной и доброй обстановке, училась я в обычной средней школе. Все было как у всех: родители – на работе, а дома – бабушка. Говорили мы с ней на родном языке. С одной стороны, для меня это было естественно, но с другой – возникали сложности в освоении грамматики русского языка в школе. Я путала окончания, падежи и склонения, несмотря на то, что считалась прилежной ученицей. А в шестом классе при прослушивании записи своей речи на пленке с удивлением обнаружила, что у меня – тюркский акцент (так сказать, местный говор). А еще немного позже узнала от знакомого москвича, что я говорю на русском с явным «родным» напевом.

На мое счастье, я родилась в те чудные советские годы, когда государственная система образования давала любому гражданину страны стандартный объем необходимых фундаментальных знаний, обеспечивавших равные возможности для самореализации в любой сфере деятельности. Сильные педагоги и большое количество часов русского языка и литературы (тогда было 11 часов в неделю в начальной школе) дали свой результат. Я поступила в престижный технический вуз, имею ученую степень.

Сейчас я с ужасом наблюдаю, как мой сын, изначально имеющий природную тягу к знаниям, учась уже в третьем классе средней школы, практически ежедневно сталкивается с одной и той же проблемой. Суть проблемы заключается в том, что обучение в школе ведется на русском языке, а недостаточно хорошее знание русского языка, недостаточные навыки письма и быстрого чтения не дают возможность полноценно осваивать другие школьные предметы.

Почему так происходит? Я убеждена, что причиной является недостаточное количество часов русского языка и литературы, ведущее к ухудшению качества изучения предмета. Как оказалось, мы теперь учимся по программе для «многонациональной школы», а именно: обязательное изучение башкирского языка два часа в неделю плюс родные языки, и только три часа русского языка вместо шести ранее (до принятия Закона о языках РБ) существовавших.

Настоящее положение дел в школе не дает возможности заложить прочный фундамент. Да что там говорить: дети не получают даже элементарных азов и навыков владения русским языком! Ведь для нормального изучения сложного письменного русского языка необходима ежедневная практика. Однако сегодня все пущено на самотек. Почему-то считается, что все и так хорошо знают русский язык, и особого внимания ему уделять не стоит. А это совершенно не так!

Возложенные на школу функции не выполняются должным образом. А как страдают учителя начальных классов, вынужденные «галопом по европам» обучать наших детей грамоте! В конечном итоге страдает весь процесс образования в средней школе. В результате мучаются дети и их родители, которые вынуждены по ночам всей семьей помогать ребенку и спешным образом осваивать то, что явно недодали в школе. Дети устают, родители нервничают, семья пребывает в постоянном стрессе. Не каждый родитель имеет профессиональные навыки и в состоянии объяснить правила русского языка, потому что родитель – это не учитель.

Дайте профессионалам время и возможность научить всему, чему без проблем нас всех учили в советской общеобразовательной школе! Есть немало исторических личностей из числа башкир и татар, а также современников, которые стали большими государственными людьми благодаря прекрасному владению русским языком и ораторским искусством. Тем более в наше время жесткой конкуренции нельзя даже из-за «благих намерений» лишать наших детей возможности на должном уровне овладевать грамотой и русским языком.

Дорогие мои «коренные» соотечественники! Я обращаюсь к тем, кто так ревностно через общеобразовательную школу внедряет в нашу многонациональную культуру только свои устои, а именно подменяет русский язык башкирским, не согласовывая это с желаниями родителей школьников. Поймите! Отрывая наших детей от глубокого изучения основ русского языка и литературы, вы наносите труднопоправимый ущерб образованию, а это касается также и ваших детей.

Я совершенно не против башкирского языка, тем более что сама являюсь его носительницей. Но давайте все же оставим башкирский язык в общеобразовательной школе для факультативного изучения. И любой человек, вне зависимости от национальной принадлежности, сможет изучать его в свободное от основной учебы время.

Не надо лишать детей возможности качественно подготовиться и успешно сдать экзамен по русскому языку, являющемуся одним из основных предметов школьной программы. Необходимо вовремя остановиться и вернуть нашим детям в общеобразовательные школы великий, могучий и красивый русский язык – язык межнационального общения, язык науки!».

KM.RU уже неоднократно обращался к данной теме, правда, на примере соседней с Башкирией Татарии. Но ситуация, сложившаяся там с изучением русского языка в школах, принципиально ничем не отличается – с той лишь разницей, что в ущерб русскому языку в Татарии усиленно изучают не башкирский, а татарский. Но итог одинаков: детей Татарстана и Башкортостана, включая детей из русскоговорящих семей, учат в школе русскому в гораздо меньшем объеме, чем во всех других регионах России. В результате по выходу из школы дети Татарии и Башкирии заведомо проигрывают в конкуренции (если, конечно, их родители не занимались с ними русским языком дополнительно) своим сверстникам из других регионов в знании государственного языка России. Особо это сказывается при поступлении, например, в какой-нибудь ведущий московский вуз. Вот чем оборачивается забота властей Татарии и Башкирии о «коренных» языках своих республик.

Причем власти Татарии и Башкирии обязывают изучать местный язык в ущерб русскому ПОГОЛОВНО ВСЕХ детей своих республик, в т. ч. из русскоговорящих семей, притом, что 45% населения Татарстана и более 36% населения Башкирии – русские. Кто дал право властям этих двух республик ущемлять коренные права своих жителей, ограничивая их в возможности овладения своим родным языком?

В случае с Башкортостаном ситуация порой и вовсе доходит до абсурда. Дело в том, что помимо русских (напомним, более 36% населения) в регионе проживают не только башкиры (около 30% населения), но и татары (более 24%). Каково же приходится башкирским татарам? Вместо татарского и русского им навязывают башкирский язык. Так бумерангом национальная образовательная политика властей Татарстана бьет по татарам, проживающим в соседней Башкирии.