В подвале Политеха открылась выставка раритетов

Для выставки «Под UNDER» Политехнический музей впервые за 140 лет открыл свои запасники. Эта выставка — в рамках Параллельной программы IV Московской биеннале современного искусства.

Историю этих вещей не помнят даже музейщики. Покрытые пылью, шахтерские лампы, старые утюги, стереоскопы и телевизоры из экспонатов Политехнического музея на время превратились в строительный материал для дизайнера Игоря Буровича – в подвале музея он построил целый город.

«Это город, который мы не достроили в детстве, — поясняет дизайнер. — В запасниках они стоят странно скомбинированными. Кофемолки с моторами, моторы с оптическими приборами. И в этом есть большое обаяние, которое хотелось оставить».

Двери в запасники Политехнический музей открывает впервые за все 140 лет своего существования. Для выставки «Под UNDER» здесь почти ничего не меняли. Разве что освещение увеличили. Со стенами, оштукатуренными в белый цвет, сводчатыми потолками и большими трубами этот подвал – главный «экспонат». В XIX веке здесь хранились конфеты – помещение сдавали в аренду кондитерской фирме. В советское время, по слухам, под этими залами была даже небольшая шахта.

«Вы понимаете, кто наши соседи на Лубянке? Поэтому и другие мифы есть – что были тоннели для этих сотрудников через музей и так далее», — говорит директор Политехнического музея Борис Салтыков.

Оформить экспозицию в подвале предложили художникам. Иван Лунгин светильники, фонари и керосиновые лампы прошлого века спрятал за матовым стеклом. Ненужные в обиходе, переставшие светить, они превратились в тени.

«Это тот ламповый завод, который производил лампы, которого не видно, — поясняет художник. — Все уходит, все меняется, свет исчезает. Завода тоже нет».

Еще недавно – технические новинки, сейчас – раритеты: электрочайник и проигрыватель 70-х годов, холодильник «ЗИЛ», радиоприемник и магнитофон конца 50-х.

«Прекрасный, катушечный, — добавляет куратор выставки Георгий Никич. — А, если уж на него наматывалась немецкая пленка, у него было 4 дорожки, это что-то такое невозможное было».

Электрическая гитара конца 80-х. Рядом на фотографии – тоже гитара, с прямоугольным корпусом, сделанная мастером Яном Каонберзиным в 1991году, в домашних условиях. Параллели – идея художника Владимира Архипова. Он уже 15 лет коллекционирует самодельные приемники, лампы, вентиляторы.

«Это формы сублимированного желания, — рассуждает художник. — То есть человек не мог себе позволить купить вещь — или ее не было в магазине, или еще почему-то, и он ее делал сам».

Чтобы сделать выставку «Под UNDER», художники работали с запасниками музея полгода. Среди никогда не выставлявшихся предметов выбирали самые интересные.