Просвещение и мракобесие

У одних смутное, у других явное недовольство нынешней системой образования выливается в бесконечные споры, как лучше: вбить в бедные детские головы бесконечно возрастающее количество информации, научных гипотез и суеверий Нового времени. Как организовать уроки, как улучшить учебники, как успешнее использовать компьютеры, какие методики преподавания применять для более эффективной передачи информации подрастающим поколениям…

Гораздо реже звучат вопросы: «Для чего и чему учим?!» Любой трезвомыслящий человек понимает, когда идешь, «как балда, сам не зная куда», придешь не знаешь куда. Наши дети приходят к аттестату зрелости, после тяжких одиннадцати лет, в течение которых, теряя силы и здоровье, их просвещали десятки учителей и сотни чиновников, не отягощенные никаким мировоззрением. Это декларируется как плюрализм болонской системы, предоставляющей каждому учащемуся свободу выбора мировоззрения. Свобода! Прекрасное слово. Но обеспечивается ли эта свобода реально?

В советское время основной задачей школ и вузов являлось воспитание в духе веры в марксизм-ленинизм. В каждом уроке главной считалась задача формирования материалистического мировоззрения, при этом пропагандировалось всесилие науки, способной познать все явления бытия. Поэтому не удивительно, что выросло несколько поколений убежденных в том, что наука не только имеет возможность рассматривать и решать вечные « проклятые» вопросы, но и уже их решила. Как возникла жизнь? Откуда взялся человек? Что с ним происходит после смерти? Есть ли Бог? В чем смысл жизни? Выпускник советской школы, вуза, был убежден, что подобные вопросы задают только темные малообразованные люди и философствующие мракобесы — реакционеры, не верящие в Прогресс.

Особенно много туману в наши головы навеял специальный пропагандистский предмет, обязательный в советских средних и высших заведениях под оригинальным названием «Научный атеизм». Пропагандистская сила псевдонаучного предмета была настолько сильна, что до сих пор пишут в газеты разгневанные люди, требующие убрать с газетных площадей даже интервью с патриархами Церкви, якобы насаждающие мракобесие. Что такое мракобесие? Сочетание слов мрак и бес, наверное, означает темноту, в которую вовлекают бесы. Как тогда назвать, например человека, который осуждает епископа за фразу: «человек существо вечное»? В Академическом словаре русского языка мракобесом называют «ярого врага культуры, просвещения и науки».

Яростный проповедник не научного «Научного атеизма», клеветнически приписывающий науке богословские функции, обманывающий себя и других идеей научного опровержения существования Бога, очевидно, заслуживает, как и изобретатель «вечного двигателя» звания «ярого врага культуры, просвещения и науки» — мракобеса!

Увы, религиозный человек, всегда оказывается нравственно выше агностика ни во что не верящего. Поэтому когда искусственно возникшая религия марксизма-ленинизма естественно умерла — нравы упали до откровенного бандитизма в лихие девяностые. В девяностые годы сказочно разбогатели именно жрецы умершей религии, которые в конце восьмидесятых хоть и продолжали пропагандировать марксизм -ленинизм, сами в него уже не верили. Потеряв веру в светлые идеалы коммунизма, партийные и комсомольские работники пленились золотым тельцом. «Обогащайтесь!»,- призывали они друг друга со страниц «Огоньков» и «Известий». Но наивные советские читатели, привыкшие верить печатному слову, подумали, что обращаются к ним. Обществом овладела маниакальная идея наживы любой ценой. Возникла угроза полной победы абсолютной разрушительной анархии. Разбогатевшие отставные пропагандисты, вспомнили о своем ремесле и кинулись воспевать Либерализм, Рынок, Демократию, Суверенитет.

Мировоззренческая каша в голове «лидеров» плюс активная деятельность Запада по засорению мозгов на постсоветском пространстве, плюс галицкий фашизм под маской украинского национализма, плюс другие менее значительные субъективные и объективные факторы привели к суммарному результату — мракобесию в образовании. В Украине одиннадцатый класс заканчивает никак не просвещенный человек, такой же темный человек заканчивает и университет. Получая аттестаты зрелости и дипломы о высшем образовании, наши молодые люди нравственно, духовно и физически не имеют никакой базовой подготовки для полноценной личной жизни, общественной и государственной деятельности.

На каком основании я называю мракобесным наше образование? Только два примера и все станет ясно. Первый пример. Приходится много общаться с выпускниками школ, может быть мне не повезло, но я лично не встретил ни одного(!), прочитавшего, хотя бы одну строчку из русской классической литературы! Не встретил ни одного регулярно бегающего, делающего зарядку с водными процедурами. Не встретил ни одного, прочитавшего, хотя бы Евангелие, не говоря о всей Библии или о богословских, философских трудах. Зато почти от каждого слышу феноменальную по своему невежеству фразу: «Наука доказала, что Бога нет. В Бога верят только необразованные бабушки!» Было бы полбеды, если бы такую научную ересь проповедовали бы только наши «образованные» школьники! Нет!

Перейдем ко второму примеру. Смотрю по телевизору, наш высокообразованный Гордон спрашивает у Филарета: «Вы что, действительно верите в Бога!?» Нет, я не думаю, что вопрос не по адресу, я бы сам задал Филарету такой вопрос, судя по его деятельности. Но дело не в Филарете. Дело в Гордоне, который после положительного ответа лжепатриарха, заявил, что общался с крупным ученым Капицей, знающем, как и другие ученые, так много, что вопрос о Боге кажется смешным. К сожалению таких, как Гордон среди имеющих высшее образование у нас тоже много. И как, оказалось, существуют и ученые, готовые приписать науке чуждую ее задачам мистическую функцию.

Приходится признать три бесспорных факта. Первый — наше образование, вбивающее в неокрепшие головы огромный объем информации, скрывает от обучающихся элементарные аксиомы, необходимые для реализации теоретически провозглашенной свободы совести в виде мировоззрения. Второй факт — это наличие большого числа обманутых людей, убежденных, что ученый физик, биолог, математик, или историк или какой- либо другой, способен доказать или опровергнуть существование Бога. Третий бесспорный факт, человеку чтобы определить себя, как атеиста или верующего, то есть свободно выбрать собственное мировоззрение, необходимо знать о принципиальной невозможности решения этого вопроса научным методом.

Имея возможность пойти дальше, заняться анализом причин этого мракобесия, предложить способы борьбы с ним, все- таки остановлюсь. Остановлюсь, чтобы не вызвать недобросовестной полемики о второстепенных деталях и оскорблений от фанатичных воинствующих богоборцев. А так я чист, почти недосягаем для критики и обвинений в горячей апологетике христианства. Слово мракобесие, конечно, покоробит многих, но почему бы не сравнить слепую веру в метафизическое могущество ученых, с такой же слепой и мракобесной верой, что земля стоит на трех слонах, например?

Р.S. Среди читателей, периодически появляются комические персонажи, сторонники противоположных мировоззренческих позиций, одни заявляют, что некто Энштейн или другой имярек уже доказали в своей лаборатории, что мол Бога нет, другие чудаки утверждают наоборот, что некто Эдисон или другой имярек доказал, есть мол Бог. Предупреждаю, как, человек, относительно серьезный, комментировать подобные пассажи не намерен. Чего желаю и всем остальным здравомыслящим.