Киргизия: страна оживших басмачей?

Национализм в Киргизии приобретает откровенные черты устойчивой доминанты государственной политики и становится нормой жизни. Принятая прошлым летом новая конституция, по которой полупрезидентская республика обрела парламентский статус, была написана кровью национальных меньшинств: узбеков, турок, дунган и русских. Сразу после апрельского переворота страну захлестнула необузданная волна националистической истерии.

Начавшись в пригородах Бишкека в мае 2010 года, киргизские этнопогромы перекинулись на юг республики, где в одночасье превратились в смертельный приговор тысячам узбеков. Их нажитая годами собственность оказалась для пьяных сельских маргиналов настолько лакомой и беззащитной, так манила и притягивала вооружённые банды, что началась настоящая истребительная война. И бесценная человеческая жизнь оказалась заложницей холодильника, дублёнки или телевизора. Лишь малая толика преступных деяний была впоследствии предана скупой огласке в официальных СМИ.

Президент переходного периода Р. Отунбаева объявила страну Великим Киргизским Кочевьем. В местных учебниках истории для школ и вузов русских стали называть не иначе как “оккупанты” и “колонизаторы”. На уровне официального просвещения насаждается этноцентризм, фальсифицируется и фактически уничтожается память о российском и советском периоде государственного строительства в Киргизии.

Русский язык искореняется планомерно и целенаправленно. Много лет подряд. По оценкам местных русистов, 70% коренных жителей пока ещё понимают, но уже не говорят по-русски. В конце марта комитеты киргизского парламента одобрили проект закона «О государственном языке». Чиновников всех уровней и рангов под страхом увольнения вынудили отказаться от русского языка на госслужбе. И это при том, что согласно конституции Киргизии русский язык имеет полноправный официальный статус.

К слову, депутаты выступают также и против предоставления другим народам национальных квот в почти монокиргизском парламенте. Это задевает, в первую очередь, русских и узбеков. Согласитесь, странная ситуация для полиэтнического государства, в котором проживает более 70 этносов. И каждый от Бога наделён высшим правом: сохранить, защитить и передать потомкам свою культуру, веру и конфессию.

На фоне невиданной доселе жадности и произвола киргизского бюрократического аппарата отношение к русским в Киргизии всё больше напоминает кавказские мотивы. Хотя Киргизия и не входит в Таможенный союз, Россия отменила пошлины на ГСМ. Москва поддерживает Бишкек всем, чем может: от льготных кредитов на выплату пенсий и зарплат бюджетникам до гуманитарной помощи. Список обсуждаемых межправительственных тем создаёт иллюзию сдержанного оптимизма в отношениях двух стран . Россия платит в надежде получить гарантии от вымогательства в будущем, но сегодня она обретает только пустые обещания.

От Киргизии требуется не так уж и много – не трогать русскую бизнес-собственность и отменить национализацию российских долей в местных компаниях. Вне зависимости от целей внешнеполитической доктрины Кремля в Средней Азии у большой и богатой России пока что не находится эффективного способа поставить на место алчных чиновников маленькой и нищей Киргизии.

Хаос даёт большие возможности резко увеличить власть и богатство, а главное – быстро поменять траекторию и саму логику развития общества. Оказавшись ничтожной перед глубиной внутренних родоплеменных противоречий, киргизская власть стремительно теряет популярность и поддержку населения. Находясь под непосредственной угрозой третьего за последние шесть лет государственного переворота, неспособная к экономическому развитию киргизская элита тем не менее не понимает, что проблема реальных перспектив развития страны упирается в маргинальное состояние основной части государствообразующего этноса в самом прискорбном смысле этого слова.

Процесс создания киргизской нации фактически только начинается. По разным оценкам, он может занять в совокупности не менее полувека. Достаточно сказать, что в киргизском языке отсутствует слово “общество” в современном социальном аспекте этого понятия. Есть слова: “эл” – народ, “уюм” – коллектив, “коом” – объединение, группа людей, но не более того.

В таких условиях беспомощное киргизское государство в лице большинства парламентских лидеров апеллирует к примитивным инстинктам малообразованного народа, подогревая и без того зашкаливающий шовинизм национального электората. Активно муссируются тезисы о древнейшем, теперь уже “арийском” происхождении киргизского этноса. Особенно преуспела в этом местная пресса. Национальная тематика насыщена публикациями о том, что великие потомки былинного героя Манас живут в своей стране на положении рабов у пришлых инородцев.

Как всегда, тон задают провластные именитые политики. Например, Камчибек Ташиев – лидер партии “Ата Журт” (“Отечество”), входящей в блок парламентского большинства. Находясь недавно в южной столице Киргизии – городе Ош, он в очередной раз озвучил свои националистические взгляды. Перед многотысячной аудиторией открыто заявил, что в Кыргызстане могут проживать лишь те представители нацменьшинств, которые готовы повиноваться киргизам и будут служить им верой и правдой.

По сути, на этой циничной уверенности в этническом превосходстве основана современная государственная идеология Киргизстана. Она разъедает души и засасывает, как болото. Но в киргизской, особенно деревенской, среде подобные установки чрезвычайно распространены, любимы и поддерживаемы. Ведущие политические силы страны пропагандируют такие психологические нормы социального поведения, при которых притязания некиргизов на конституционное равноправие будут, увы, встречать всё большую освещённую государственной машиной агрессию маргиналов киргизского большинства.

Грабь то, что понравилось, – вот и весь незамысловатый побудительный мотив. Шовинистические бредни, основанные на гипертрофированном представлении о киргизской национальной исключительности, рождают и оправдывают многочисленные этнорейдерские захваты в республике.

Идеология вседозволенности порождает безнаказанность, на нет сводя понятие о защите частной собственности. В погоне за рейтингом популярности киргизская элита запустила в пространство национального самосознания страшную и дикую силу, позволяющую запросто и бесстыдно отнять то, что тебе не принадлежит. Подготовлена почва для масштабной кампании по национализации многих предприятий, в том числе и российских.

Яркий тому пример – передача государству 100% акций крупнейшего сотового оператора ЗАО «Альфа Телеком» (торговая марка MegaCom), 51% которых принадлежало российскому бизнесмену Глебу Огнянникову. На основе этих активов создаётся новая компания со 100-процентной долей госсобственности. Контрольный пакет акций предполагается выставить на открытую продажу. Вот и вся инвестиционная привлекательность страны : у одних россиян отняли, другим продадут.

Сюда же можно отнести и многолетние спекуляции вокруг договорённости о передаче России 49% акций оборонного завода “Дастан” – единственного и крайне важного для Москвы предприятия ВПК на территории Киргизии. Оно производит скоростные подводные торпеды ВА-111 «Шквал» и компоненты торпедного оружия. К тому же у завода есть испытательный полигон на озере Иссык-Куль. Киргизы и здесь перманентно суетятся, постоянно готовят какие-то документы, но результаты пока нулевые. Даже в обмен на частичное списание Россией внешнего долга Киргизстана.

Приведу сухую статистику киргизских национально-патриотических “достижений” по отношению к русскоязычным гражданам за последние полгода. Здесь я вынужден заметить, что малограмотные отпрыски “Великого Киргизского Кочевья” в абсолютном своём большинстве обладают провинциальным мировоззрением. Они ощущают особую гордость за уничтожение всего некиргизского. Это наводит на грустные размышления. Однако обратимся к упрямым фактам. Красноречивее любых рассуждений они лишь подтвердят вынесенный в заголовок основной тезис статьи – современное государство не может развиваться, если менталитет самих управленцев находится на уровне регрессивных ценностей раннего феодализма азиатского толка.

Всё началось в конце лета 2010 года. В Иссык-Кульской области на русском православном кладбище было разрушено несколько десятков надгробий. Варварски поломаны кресты, с корнем выворочены и нагло разбросаны по сторонам могильные памятники. Виновные не найдены. Уголовные дела не возбуждены.

Через пару недель в Бишкеке произошло нападение на православный храм святого равноапостольного князя Владимира с целью надругательства и ограбления. Затем прогремел взрыв в бишкекской синагоге. В течение следующих трёх месяцев зафиксированы многочисленные случаи дерзких налётов на протестантские молельные дома. Цели те же самые: запугать, унизить и обобрать до нитки. Есть жертвы. Реальные исполнители не найдены.

Дальше – больше. В начале февраля 2011 года Национальная комиссия по государственному языку, не считаясь с исторической справедливостью и экономической целесообразностью, инициировала процедуру переименования всех населенных пунктов с исконно русскими названиями на киргизские топонимы. Это вызвало настоящую волну протестов, в том числе и в среде думающей национальной интеллигенции. Вопрос пока прикрыли как безусловно правильный, но преждевременный.

Вслед за этим весёлым событием появляется “обличительная” статья некой аналитической группы «Акыйкат», опубликованная на одном из местных интернет-сайтов. Содержание публикации сводилось к тому, что Россия – чудовище, посягающее не только на независимость и целостность киргизского народа, но ещё и желающее присвоить себе все экономические ценности Киргизии. Как результат, первый российский телевизионный канал (ОРТ + РТР) был отброшен с лучшей частоты и современного ретранслятора в пользу первого национального.

Через пару дней на одном из многоэтажных домов в столичном микрорайоне “Аламедин-1” появляется устрашающе-предупреждающая надпись: “Русаки, валите в Россию. Или вам и вашим детям смерть”! Тут уже комментировать нечего. Правда, очень сложно сохранять эмоциональное спокойствие в условиях хрупкого и неустойчивого межнационального равновесия. Особенно когда многие ещё не отошли от шока, вызванного июньской резнёй на юге страны . Национальный патриоидиотизм грубо рассекает привычный мир на две части: киргизскую и славянскую. И тут уже никакие запреты не помогут.

А совсем недавно, накануне Международного женского дня, в Бишкеке одновременно загорелись сразу три популярных славянских ресторана: “Запорожская сечь”, “Печки-лавочки” и “Главпивтрест”. Находятся они в разных точках города. Есть пострадавшие. Возбуждены уголовные дела. Основная версия следствия – неисправная электропроводка и стихийное самовозгорание. Но в это мало кто верит. Как и в то, что эти пожары можно отнести к рядовым событиям городской криминальной хроники. Русскоязычное население Бишкека однозначно восприняло произошедшее как сигнал к очередной физической расправе. Начав с погромов православных храмов и кладбищ, запугав население антирусскими лозунгами и надписями, киргизские националистические группировки перешли в открытую атаку на мелкий и средний бизнес славян. Цель одна – выгнать из страны русских, максимально ускорив миграционный процесс.

Нелишним будет отметить, что всё вышеперечисленное происходит на относительно “просвещённом” севере республики, где в силу традиционного доминирования русской цивилизации подобные вещи ещё совсем недавно казались просто нереальными.

За 20 лет суверенитета количество русских в Киргизии сократилось более чем втрое и сегодня их в республике немногим более 300 тысяч человек. По мере приближения столетней даты кровавого мятежа 1916 года из рядов национально озабоченных патриотов раздаётся всё больше голосов с призывом к современной России о публичном покаянии за якобы устроенный тогда русскими “геноцид киргизов”. Не подлежит сомнению, что с учётом существующих реалий в ближайшие несколько лет исход русских из Киргизии будет окончательным и бескомпромиссным. Те, кто всё же останется, будут либо ассимилированы, либо люмпенизированы.

Несколько дней назад премьер-министр Киргизии А. Атамбаев сказал, что национализм – враг киргизского государства. Думаю, что истинной причиной государственной несостоятельности Киргизстана является не национализм как таковой, а его носители, то есть сами киргизы, умудрившиеся за 20 лет стереть с лица земли развитую республику и превратить её в мрачное подобие средневекового кочевья.