Рейтинги указывают Путину путь

Ведущие социологические службы, как по команде, рапортуют о якобы неизбежной победе премьера в первом туре

Чем ближе выборы, тем больше социологические службы напоминают кукушку. Спросит главный кандидат: «Кукушка-кукушка, а какой у меня сейчас рейтинг?», и та начинает считать, следя за выражением его лица. Накукует сколько надо, и замолкает. А через неделю повторяет, но уже с некоторым ростом. И так – до того дня, начиная с которого публикация социологических опросов запрещается законом (т. е. за пять дней до даты выборов). То же самое, кстати говоря, было и перед думскими выборами, когда социологи щедро выдавали «Единой России» завышенные рейтинги, которые потом административный ресурс так и не смог конвертировать в реальные результаты. Но зато в массовом сознании эти прогнозы трансформировались в некую точку отсчета, и многие не были удивлены победой партии власти. Вон, мол, и рейтинги то же самое предвещали.

Итак, на данный момент ВЦИОМ определил, что за Владимира Путина на президентских выборах уже готовы голосовать 54,7% респондентов. У его ближайшего конкурента Геннадия Зюганова 9,2% потенциальных избирателей, у Владимира Жириновского – 8%, у Михаила Прохорова – 5,8%, а у Сергея Миронова – 5%. При этом 8,1% опрошенных не хотят участвовать в выборах, а 8,4% не определились с кандидатом.

А из опроса другого социологического центра – ФОМ – следует, что за премьера готовы отдать голоса 50% избирателей, за Зюганова – 9%, за Жириновского – 7%, за Прохорова – 4%, за Сергея Миронова – 2% опрошенных. Еще 18% респондентов ФОМ не знают, за кого голосовать, а 9% не хотят участвовать в выборах, сообщает «Коммерсантъ».

Обе службы выявили постоянный рост желающих проголосовать за премьера. И это – не предел, к выборам за счет пока не определившихся рейтинг всех кандидатов еще может вырасти, «но вопрос – в какой пропорции», заявил гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров. На опрашиваемых влияет «коммуникационная политика кандидата», говорит он, а Владимир Путин активно ведет кампанию.

Премьер, кстати, стал прибегать к тем видам рекламы, которыми раньше не пользовался. Вчера на сайтах ведущих поисковых систем и почтовых сервисов появились рекламные баннеры Путина, отсылающие на его сайт с семейными фотографиями и задушевными текстами, плавно переходящими в агитацию. Также там и сям замелькали баннеры с фотографиями старых звезд шоу-бизнеса, которые лукаво так спрашивают: «Хочешь узнать, за кого и почему я голосую?». Вот и пригодились лицедеи, хотя казалось, что толку от них будет немного.

Недешевое, надо заметить, мероприятие. Расценки у ведущих интернет-ресурсов такие, что аж дух захватывает и слезу вышибает. Но, видимо, у кандидата Путина, по выражению юмориста, «возможность позволяет». Его конкуренты такой рекламы пока не дают.

Социологи говорят, что кроме премьера новых избирателей привлекает за счет «новизны» только Михаил Прохоров. А Владимир Путин притягателен прежде всего для пассивного электората, который не понимает, за кого еще можно голосовать, сказал директор ФОМ Александр Ослон. «Путин не просто много лет у власти, он много лет подтверждал свою дееспособность, а это – главный критерий, по которому избиратели оценивают политика», – считает он. По данным ФОМ, активнее всего готовы голосовать за премьера женщины, люди старшего возраста и граждане с зарплатой до 20 000 руб.

То же самое было и в начале путинской президентской карьеры, когда многие говорили: «А за кого еще?». К тому времени Путин уже успел побывать премьером, доказал свою энергичность и стал для многих светом в окне. И сейчас конкуренты, ни дня не имевшие реальной власти, в этом отношении ему очень проигрывают. Но если бы Зюганову, Миронову, Жириновскому или Прохорову хотя бы с полгода походить в премьерах, картина, наверное, была бы иной. Получается, что премьерская должность является у нас самой важной ступенькой на пути к президентскому посту. Кто на ней не побывал, тому не завоевать массовые симпатии электората. Но шансов на нее у оппозиции нет: она уже обещана Медведеву. Нетрудно, таким образом, догадаться, кто станет президентом в тот промежуток, когда Путину опять придется взять тайм-аут.

«Для всех, кто занимается в России политической деятельностью, очевидно, что все крупнейшие социологические службы напрямую связаны и зависят от власти, и работают в интересах власти», – заявил газете депутат Госдумы, руководитель управления пропаганды ЛДПР Алексей Островский. Он считает, что социологи формируют общественное мнение для того, «чтобы в случае победы кандидата Путина в первом туре у подавляющего числа граждан это не вызвало удивления».

«На то она и оппозиция, чтобы давать такие комментарии. Оппозиции проигрывать кампанию положено громко», – заявил член штаба Владимира Путина, завкафедрой политологии и социологии РЭУ им. Плеханова Владимир Бурматов. По его словам, главное – не высокий рейтинг, а его «динамика, что она идет по 2% в неделю». За три недели активной фазы кампании с учетом перерасчета неопределившихся рейтинг премьера будет под 60%, уверен Бурматов.

Тем временем группа депутатов Госдумы от КПРФ направила накануне коллективный запрос председателю Следственного комитета России (СКР) Александру Бастрыкину и главе Центризбиркома Владимиру Чурову с просьбой «провести проверку деятельности должностных лиц федеральных телеканалов на предмет дискриминации ряда кандидатов в президенты».

Как говорится в запросе КПРФ, подписанном 23 коммунистами, кандидат от партии «Единая Россия» Владимир Путин «находится в абсолютно привилегированном положении по сравнению с другими кандидатами».

В доказательство приведены данные мониторинга информационно-политических программ на федеральных телеканалах, согласно которому за последние три месяца доля г-на Путина в телеэфире составляет 72%, а оставшееся время распределено между остальными четырьмя кандидатами. «Иначе как дискриминационными» данные действия назвать нельзя, подчеркивают коммунисты и требуют провести проверку действий должностных лиц телеканалов «Россия 1», НТВ, ТВЦ, РЕН ТВ и Первого канала «на предмет соответствия требованиям законодательства по равному освещению предвыборной деятельности кандидатов».

Ранее кандидаты в президенты Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский уже выступили с совместным заявлением о том, что в ходе президентской кампании не соблюдаются равные условия предвыборной борьбы. Свой протест они выразили и перед заседанием Госдумы, и на встрече с президентом Дмитрием Медведевым.

Вчера Геннадий Зюганов сообщил о незначительном увеличении предоставленного ему эфирного времени. «После нашего заявления о несправедливом распределении эфира телеканалы немножко поутихли в освещении деятельности Путина. Нам тоже 20 секунд добавили. Теперь уже не 40 секунд, а минуту о нас говорили», – заявил лидер КПРФ, подчеркнув, что «по-прежнему выступает за равное перераспределение телеэфира».

Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов пояснил, что вчера «доля Путина в телеэфире упала с 70 до 52%». «Но это улучшение только за последние сутки, а мы хотим, чтобы это стало нормой», – заявил он. Г-н Обухов также сообщил, что коммунисты уже составили аналогичный запрос в прокуратуру и отправили его на подпись коллегам из ЛДПР. «Первый запрос мы не предлагали никому подписывать, поскольку координация занимает время, а для СКР большой разницы нет, один депутат подписался или сто», – пояснил коммунист. Вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев подтвердил готовность немедленно присоединиться к запросу, хотя предложение «пока не получал». Депутат-справоросс Геннадий Гудков заявил источнику, что сам стал жертвой дискриминации в СМИ и «готов присоединиться к любой буче, кроме голодовки». «Меня лично не приглашают ни на одну передачу на ТВЦ, ссылаясь на жесточайший запрет», – пояснил он, отметив, что его партия тоже «относится к этому негативно».

При этом лидер «Справедливой России» Сергей Миронов в онлайн-интервью «Газете.ру» сегодня заявил, что «спокойно» относится к существующему перекосу в освещении деятельности претендентов на пост президента, поскольку уверен в том, что навязывание Путина даст обратный эффект. «У людей в целом есть усталость от Путина за 12 лет. И когда сейчас каждый вечер начинаются все эти сюжеты, я же знаю – эффект обратный», – заявил кандидат в президенты России.