«Пока мы принимаем законы, дети кончают жизнь самоубийством»

Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Павел Астахов планирует обсудить проблему сирот, детских суицидов и преступления против детей на встрече с главой государства.

Говоря об участившихся случаях подростковых самоубийств, Павел Астахов отметил необходимость большего внимания к этой проблеме взрослых. Подробности он рассказал «Вестям ФМ».

«Вести ФМ»: Скажите, это действительно волна самоубийств в России или на них просто в первый раз обратили столь большое внимание?

Астахов: Я считаю, что на них действительно обратили первый раз такое пристальное внимание, потому что детских самоубийств у нас достаточно много каждый год происходит. По нашим данным, как раз небольшое снижение есть за прошлый год. Другой вопрос, что все равно где-то полторы тысячи детей каждый год кончают жизнь самоубийством. В связи с тем, что нет комплексной программы, чтобы профилактировать суицидальные настроения у подростков. Не хватает детских психологов, которых повсеместно сократили в школах, у нас сегодня только 20% школы имеют таких психологов. Взамен ничего не создается. Мы предлагаем создавать взамен сокращенного психолога службу школьного примирения. Есть даже специалисты, которые предлагают создавать такие службы, которые на внебюджетной основе могут работать. Или хотя бы создавать такие, знаете, конфликтные комиссии из самих детей, пользующихся определенным авторитетом, уважением со стороны сверстников, родителей, может быть. Может, родителей даже в это не включать. Сами школьники должны решить.

«Вести ФМ»: Может быть, в законодательстве где-то прописать, что в школах должен быть психолог?

Астахов: Знаете, в законодательном порядке можно все зарегламентировать, но надо же понимать, должен быть здравый смысл, помимо нормы закона. Пока мы будем его принимать, обсуждать в первом, втором, третьем чтениях, у нас дети будут продолжать кончать жизнь самоубийством. Это безотлагательные меры, их можно принять сегодня. Например, сегодня можно было бы просто во всех школах, как это было в недалеком нашем прошлом, взять и обсудить на общих собраниях ситуацию, которая складывается. Все же видят, газеты читают, Интернет видят дети, сколько обсуждений по поводу детских самоубийств. Кто-то волей или неволей начинает задумываться, кто-то начинает копировать. Это тоже есть. Про это не надо забывать.

«Вести ФМ»: А в чем причина такой волны или вообще такого уровня детских самоубийств, что случилось с нашими детьми?

Астахов: Я не являюсь узким специалистом в этом вопросе. Но, на мой взгляд, дети сегодня оказались незащищенными с точки зрения психики и в силу нравственного развития, когда на них вываливается огромный вал негативной информации из Интернета, из различных мобильных коммуникационных сетей. Вы знаете, что в Интернете существует даже сообщества, которые подталкивают к таким действиям. Огромное число запросов — мы опрашивали подростков — они направляют в различные социальные сети, в поисковые машины с фразой «способы самоубийства». Это их интересует. Деструктивные секты, организации, которые появились, субкультуры молодежные, которые иногда даже пропагандируют культ смерти. Дети не могут сами разобраться.