«Вам свечку за 10 рублей или за 30?»

За что в церкви надо платить и почему молитва денег стоит.

Известно, что в православный храм приходят не только верующие. Даже тех, кто не склонен считать богослужение таинством, оно привлекает дивной красотой и гармонией. Вкупе со слаженными голосами хора действие просто завораживающее. Да и само убранство храма создает особый, неземной настрой. Неудивительно, что среди принявших православную веру немало соблазненных этой магнетической атмосферой. В помощь недавно пришедшим к вере или просто любопытствующим церковь издает специальную литературу. В ней помимо прочего можно почерпнуть основные сведения об устройстве храма, о том, как должно себя в нем вести. Но остается один вопрос, задавать который вроде бы неловко, а без него, кажется, не обойтись: а сколько я должен платить за то, что церковь… Ну, вы понимаете.

В просветительских брошюрах этот вопрос, как правило, обходится стороной. Но платят же прихожане за совершение обрядов, за подаваемые записочки на поминовение родных и близких и так далее. Плату взимают там же, где продают свечи и прочую утварь, на так называемом свечном ящике. Однако прейскуранта нет, хотя женщина, принимающая записку, предупредительно поинтересуется: «Вам за 10 или за 30?» И понятно, что ее вопрос не о возрасте.

Частное богослужение

Иногда от людей (обычно далеких от церковной жизни) можно услышать грубоватое: «Ну да, сейчас за все надо платить, даже молитва денег стоит!»

Но разве священники не обязаны возносить молитвы Всевышнему бесплатно? Ведь сам Иисус Христос изгнал торговцев из храма и за молитвы Отцу Небесному ни с кого не требовал мзду. Что бы ответили на это современные священнослужители? Что молитва — дело нелегкое, требующее большого душевного и физического напряжения, что это труд, который не может быть оплачен каким-либо вещественным предметом?

И тем не менее мы платим за молебны. Почему? Потому, разъясняется в брошюре «Вы пришли в храм», что молебен, в отличие от службы, — частное богослужение, совершаемое по желанию верующих. Он заказывается в разных случаях: и в радости, и в печали. В нем человек или благодарит Бога, или прославляет за милости, или просит о них. «Сострадая нам в горе и радуясь нашему счастию, святая церковь своими усердными молитвами старается помочь нам во всех начинаниях и предприятиях и благословить наши добрые дела».

Свою просьбу прихожане оформляют в виде записок — треб. Из свечного ящика их передают на алтарь. Однако если подать записку священнику напрямую с объяснением причины, почему заплатить за нее не представляется возможным, он вряд ли откажет. И в церкви у каждого правила есть исключения.

Практика платить за требы сложилась очень давно. «В России требы являются одним из основных источников материального содержания священника», — поясняет брошюра.

От даров не отказываются

Припаркованный у церковных ворот роскошный автомобиль порой наводит на мысль: не наши ли оставленные в храме деньги — источник благосостояния батюшки? Попробуем разобраться.

Православная церковь существует на пожертвования. Денежные ручейки из приходов образуют финансовый поток в епархию, из казны которой оплачивается труд церковных служащих: они, образно говоря, сидят на окладе. Но бывают и адресные пожертвования. Отметим, что, в отличие от госслужащих, священники не обязаны отказываться от подарков, которые некоторые благодарные прихожане делают именно им. Дарят живые деньги или их материальное воплощение. Например, автомобиль, даже и шикарный и потому смущающий людей, не знающих о том, что это подарок.

Известный своим публичными лекциями диакон Андрей Кураев рассказывал, как после выступления в одной аудитории к нему подошел молодой человек, предприниматель, который под впечатлением от услышанного заявил, что хотел бы сделать лектору подарок. «В чем вы нуждаетесь?» — спросил он. Скромный диакон отказывался, но благодарный бизнесмен не отставал. «Ну, разве что пылесос:» — сдался Кураев. На следующий день к дому, где проживает отец Андрей, подъехал грузовик с разнообразной бытовой техникой.

Церковь в этом не видит ничего предосудительного. Как сказал другой священник, «на Руси издавна было принято батюшке денежку давать, так как в народе было понимание, что священнику тоже жить на что-то надо». Главное, мол, чтобы в наше время не возникали при этом коммерческое сознание и коммерческие отношения.

Нехитрые уловки

Такая опасность есть. Вот простой пример. Мы идем в поликлинику по страховому полису и при этом делаем подношение лечащему врачу в надежде, что он отнесется к нашим проблемам неформально. Как сказал персонаж одного кинофильма, когда врач сыт — и больному легче. Эта же доморощенная логика странным образом распространяется и на общение со священником. Как будто небеса охотнее откликнутся на наши просьбы, если их вознесет ни в чем не нуждающийся батюшка.

Церковные иерархи уже сетуют, что сознание наших православных верующих в целом далеко от того, чтобы добровольно и постоянно поддерживать свой приход. Соблазнительнее поддержать его настоятеля — и то «когда надо».

В небольших приходах, где настоятелям на самом деле трудно их содержать и где паства, получая окормление, сама не очень-то по-сыновнему относится к своей матери-церкви, ростки коммерческого сознания, увы, нет-нет, да и проклюнутся. Чтобы свести концы с концами, настоятели идут на нехитрые уловки, вывешивая для прихожан перечни «ориентировочных пожертвований»: столько-то рекомендуется жертвовать на венчание, столько-то — на крещение, на отпевание (в храме или заочно): В стране победившей коррупции никто не возмущается тем, что даже церковные пожертвования становятся добровольно-принудительными. Хотя назвать вымогательством эти унизительные для церковных общин попытки свести дебет с кредитом язык не поворачивается.

Посторонние свечи

Несколько лет назад в «Труде-7» мы приводили слова настоятеля подмосковного храма во имя святителя Николая Чудотворца отца Владимира. Они актуальны и сегодня. «Большинству столичных и тем более провинциальных храмов непросто собирать средства на содержание штата, — сказал он. — На реставрацию и вовсе копят годами. Не знаю, подозревают ли церковь в корысти прихожане, которые обращаются ко мне с такими вопросами: почему церковная утварь — крестики, свечи, подсвечники и прочее — у вас стоит дороже, чем аналогичные товары в магазине, кто и как утверждает прейскурант на обряды? Я всегда терпеливо объясняю: в цену продаваемой в храме утвари включено ваше подаяние, то есть, покупая, скажем, свечку, вы одновременно платите за совершение церковных таинств и обрядов».

Туристы, возвращающиеся из Греции, ставят нашей церкви в укор торговлю свечами: мол, там они бесплатны в каждом храме, а у нас их продают и притом не благословляют принесенные с собой. Это так, но в греческих храмах рядом со свечами обязательно стоит ящичек для сбора пожертвований. У нас тоже почти в каждом храме есть и бесплатные свечи для неимущих, и очень дешевые — для тех, кто предпочитает платить, но стеснен в средствах. А «посторонние» свечи нежелательны вовсе не потому, что они подрывают церковную экономику. Просто дешевые парафиновые сильно коптят, копоть оседает на стенах, утвари и образах. А часто реставрировать храм на одни лишь пожертвования, сами понимаете, дело дорогое.

Что можно получить бесплатно

Совершение далеко не всех обрядов оплачивается. Не были и никогда не будут платными исповедь и причастие. Соборование, покаяние (особенно для готовящихся отойти в мир иной) любой священнослужитель исполнит бескорыстно, даже если ради этого придется ехать очень далеко. Исполнение воли умирающего члена православной церкви — закон. О каких деньгах в этом случае может идти речь? Если нет средств на пожертвования храму во время обряда крещения или венчания — и это не беда, батюшка сделает это безвозмездно. Правда, на что-то все-таки придется раскошелиться — на крестик для новообращенного или, скажем, хористам за пение во время венчания. Но в любом случае всегда можно найти вариант, при котором стесненному в средствах человеку служители церкви помогут совершить важный для него обряд.