Снос пятиэтажек: мы будем жить теперь по-старому

«Проживаем в пятиэтажке, многодетная семья, бюджетники, очередники, признаны малоимущими. Проживаем впятером в 15,6 м2. Вы можете себе это представить, как жить впятером в 15 м? Мы верили, что нас снесут, и мы получим жилье по нормам, как это было до вашего прихода к власти! Как нам жить теперь? Как растить детей? Как объяснить детям разницу между ними и их друзьями, которые переехали при Лужкове? Верните старый закон, пожалуйста! Пожалейте москвичей!».

Счёт подобных просьб-жалоб к мэру Собянину идёт на тысячи. Переузаконенная волевым решением новой столичной администрации «лужковская» программа по сносу ветхого жилья вызывает всё больший протест среди тех, кому «посчастливилось» дождаться прихода Собянина и отмены улучшения жилищных условий по нормам 18 м3 на человека. Теперь переселенцев ждёт новая «собянинская» норма — один к одному. Или, как говорят сами переселенцы, «из клетки в клетку».

Разобраться в побудительных причинах такого поворота от народной лужковской программы к административной собянинской не так-то просто. Потому что все разъяснения со стороны московских чиновников по этому вопросу откровенно идут в разрез принципам государственности — заботиться и защищать своих граждан. Но по порядку.

Квартирный вопрос, который испортил москвичей

Едва только вступив в должность градоначальника, высокопоставленный (а вовсе не выбранный) мэр Собянин рьяно взялся за дело: война с ларьками, разборки с таксистами нелегалами, тротуарная плитка — новшеств было хоть отбавляй. Ветхий жилой фонд также не был обойдён вниманием инициативного мэра. Уже в январе 2011 года Мосгордума скоропостижно (сразу в трех чтениях, за один день) принимает изменения в городской закон «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве».

Суть изменений заключалась в ликвидации права москвичей, попадающих в программу переселения, улучшить свои жилищные условия одновременно с переездом. Надежды десятков тысяч москвичей на лучшую долю рухнули. Что может быть хуже неоправданных ожиданий? Только объяснения, почему эти ожидания не оправдались.

Председатель комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов, поясняя тогда причины происходящего, привёл целый ряд «железобетонных» доводов в пользу такого решения. Оказалось, что лужковский закон был отменён чуть ли не в рамках борьбы с коррупцией. И потом этот городской закон противоречил Жилищному кодексу РФ, который предписывает осуществлять переселение граждан по принципу «один к одному». (И тут же стал противоречить Федеральному стандарту социальной нормы площади жилого помещения).

Спикер городского парламента Владимир Платонов также «успокаивал» граждан как мог: «Получая новую квартиру, нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане не снимаются с очереди», — обнадёживал он. Видимо не зная, что очень многих «пятиэтажников» сами чиновники убедили не плодить очередь, потому что и без очереди они переедут в бОльшие квартиры. А ведь какая-то часть переселенцев и сама пришла к такому выводу. И после собянинской «реформы» все эти граждане поняли, что в очередь всё же вставать придётся, но в самый её конец.

В это же самое время по центральным телеканалам шла реклама нацпроекта «Доступное жильё», о старте которой торжественно объявил Владимир Путин ещё в 2005 году.

«В результате реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жильё — гражданам России» должна быть сформирована модель обеспечения жильём основных групп населения, достигнуты существенные результаты по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации», — бойко сообщалось в релизе к этой программе. Подобными приоритетами сегодня пестрят новые статьи Путина о «светлом завтра».

Москва слезам не верит

«Моя семья (я, муж, двое детей 5 и 10 лет) проживаем в однокомнатной квартире (муниципальной) в пятиэтажке сносимой серии в СЗАО г. Москвы. С 2006 года стоим на очереди на улучшение жилищных условий. Неужели нас, согласно новому закону, выселят за МКАД и что самое ужасное — в такую же однокомнатную квартиру? Как жить в таких условиях? Мы коренные москвичи! Платим налоги, выполняем демографический план, а нас как ассоциальных элементов выселят за 101 км? Семью из четырех человек — в 26 кв.м.? Простите, а где делать уроки? Где переодеваться? Где посидеть в тишине после рабочего дня и восстановить нервную систему? Каждому человеку необходимо свое личное пространство! Почему Вы нас этого лишаете? Кавказцы, которые делают криминальные деньги — живут в Москве. А законопослушных коренных москвичей, которыми Вы должны гордиться, выселяете в клетушки».

«Почему Вы позволяете чиновникам нарушать права человека, речь идет о программе «Снос ветхого жилья», почему мы должны переезжать из двухкомнатной квартиры в однокомнатную (т.к. двушки 44 кв.м уже не строят, предлагают съехать в однушку) — это называется ухудшение жилищных условий, еще и неизвестно в какой район и в новый ли дом?»

«Наш дом подлежит в следующем месяце сносу. Квартира по соц. найму, состоит из двух комнат, проживаем в ней вшестером: родители мужа, муж, двое малолетних детей и я. Родители мужа инвалиды и репрессированные. Старшая дочь 9 лет — инвалид и ее заболевание входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Правительством РФ. При посещении ДЖП в СВАО мне сообщили, что в связи с изменением законодательства г. Москвы нам предоставят такую же по площади квартиру в новом доме. В таких условиях сложно жить, воспитывать детей и лечить больного ребенка».

Поток жалоб Собянину бесконечен. И безрезультатен. Что такое сотня тысяч огорошенных москвичей (а примерно столько людей ждут сейчас переселения), по сравнению с миллиардными прибылями, которые сулит «бриллиантовая» столичная земля? И это сейчас не о той Москве, план которой в виде «кегли» сегодня радует глаз разве что ветеранов вермахта — надо же, мы оказывается взяли пол-Москвы! Это о той Златоглавой, которая пока ещё воспринимается всеми в пределах МКАДа.

Зачем увеличили Москву?

Решение о расширении Москвы было принято также молниеносно, как и решение о прекращении действия «лужковского» закона о ветхом жилье. Почему надо развивать Москву, а не регионы, инициаторы укрупнения столицы толком объяснить так и не смогли. Доводов, правда, приводилось немало, но в большинстве своём они были беспредметными и даже противоречивыми.

В одном из своих заявлений Собянин упирал на то, что «…Москва обладает значительным объемом инвестиций, однако их некуда вкладывать. Предложение расширить границы столицы решит эту проблему».
Но уже в другом своём комментарии по данной теме Сергей Семёнович говорит об обратном: «Территория нужна не для того, чтобы тратить деньги, а для того, чтобы получать дополнительный доход» и поэтому, мол, «расширение Москвы не потребует глобальных инвестиций, а также новых управленческих кадров».

Как это понимать? Видимо ответа на этот вопрос не знает и сам мэр. И от этого складывается впечатление, что говорит он не то что думает, а то, что говорят говорить ему сверху. Сам он этого особо и не скрывает.

«Потребовалось принять решение о расширении границ Москвы с учетом того поручения, которое давал президент, о возможном переходе на другие территории федеральных государственных учреждений. Но помимо этого, конечно, необходимо рассматривать вопрос шире, имею в виду решение проблем жилищного, социального строительства, транспортных проблем и так далее», — заявил мэр в очередной попытке оформить общий смысл преобразования.

Под этим «и так далее», видимо, следует понимать резкое удорожание стоимости земли и недвижимости в «новой Москве». Но в этой фразе Собянина интересно другое, а именно «решение проблем жилищного, социального строительства».

Вот куда дует ветер! Точнее будут «сдуты» оставшиеся очередники. Ведь согласно 89 статье того же Жилищного кодекса РФ, выдаваемая жилплощадь должна «находиться в границах данного населённого пункта», то есть того, в котором выселяемые граждане проживали ранее. (Лужковский закон, кстати, ограничивал эти рамки районом). И «нерезиновая» Москва вдруг проявила чудеса гуттаперчевости. Удобно, живёшь в Москве, дача в Калужской области, в пределах шаговой доступности. И у жителей Калужской области появляется прекрасная возможность отыграться за извечное московское «понаехали».

***

Вся эта история прекрасный образчик того, как, паче чаяния, молниеносно реализуются национальные приоритеты, когда наверху царит абсолютное и всеобъемлющее согласие, близкое к экстазу. Согласие, к которому так убедительно призываю всех сегодня из высоких башенок Кремля.