О статье Владимира Путина в газете «Коммерсант»

Кончился ли «Коммерсант»? Я не думаю.

Ни одна газета не может быть выше политических условий, в которых она существует. Все, что газета может, — добиться максимума в существующих условиях. Ждать от «Коммерсанта», что он будет более свободным, чем современная ему политическая система, бессмысленно. Он часть этой политической системы.

По-настоящему вопрос в том, с кем газета. Либо газета представляет взгляды своих читателей перед лицом власти, либо, наоборот, представляет власть перед лицом общества. «Коммерсант», я думаю, по-прежнему на стороне читателей. В этом смысле — справка, которая стоит под статьей Путина, реально роскошна. Видно, что в редакции искали выход из ситуации и нашли его. И мне это очень приятно, потому что способность быть с читателем, что бы там ни было, — это главная часть концепции «Коммерсанта».

А сама статья Путина, на мой взгляд, страшная. Не по содержанию. Она по-настоящему страшна тем, что Путин рассказывает людям, как правильно поступать, объясняет, что и как нужно делать. Он не пытается услышать, понять или обсудить то, что ему говорят. Он выходит со словами: «Ребята, сейчас я все объясню. Вы просто ничего не понимаете, а на самом деле все вот так, так и так». Это сталинский принцип.

Каждый диктатор в истории человечества хотел сделать мир лучше, но по-своему. Диктаторы уверены, что все остальные априори неправы, неспособны самостоятельно решить свои проблемы, которые поэтому нужно решить за них и для них. Именно это качество делает диктатора диктатором. И это, на мой взгляд, самая страшная черта сегодняшних российских политиков. Они считают, что общество не развито, что оно не готово говорить за себя. Поэтому они считают себя вправе приходить к людям и объяснять, как решить их проблемы. Помните, в свое время Иосиф Сталин издал книгу, в которой объяснил всем, что такое языкознание? То же самое происходит сейчас с Путиным и со многими политиками в России. Вообще же то, что называется «предвыборной кампанией», вполне фантасмагорично.

Я прочитал статью Путина, и в тот же день мне рассказали про недавние сюжеты на Russia Today и на Первом канале. В этих сюжетах показали отца Александра Литвиненко. Он живет в Италии, у него нет денег, ему отключили электричество и газ. Старик плакал и просил Владимира Путина простить его за прежние несправедливые обвинения и разрешить ему вернуться домой в Россию, где на самом деле все хорошо.

Статья Путина в «Коммерсанте» и телесюжеты выполнены в одной и той же — сталинской — стилистике. Это все уже когда-то с нами было. Меня поражает, как легко в современном PR российской власти узнать сталинские сюжеты. И от этого узнавания становится очень нехорошо.